Индия в Магадхско-Маурийскую эпохуКультура и общество / Культура Индии в рассказах / Древняя Индия. История и культура / Индия в Магадхско-Маурийскую эпохуСтраница 19
Судя по пураническим спискам, Маурьи удерживались на магадхском престоле 137 лет. Это был период крупных политических событий, знаменательных явлений в социальной и культурной областях, оставивший глубокий след в развитии древнеиндийского общества и государства. Создание объединенного индийского государства способствовало общению различных народов, взаимодействию их культур и традиций, стиранию узких племенных рамок. В эпоху Маурьев были заложены также основы многих государственных институтов, которые получили развитие в последующий период. Укрепились контакты с зарубежными странами, и индийская культура распространилась в страны Юго-Восточной Азии и на Шри Ланку.
Несмотря на сильную армию, крепкий аппарат управления, политику дхармавиджаи, направленную на объединение различных народов и областей, Маурьям не удалось сохранить даже это непрочное единство. Империя являлась пестрым конгломератом племен и народов, стоявших на разных ступенях развития.
В эдиктах Ашоки перечисляются южноиндийские страны, лежавшие вне границ его империи, — Пандья, Чола, Чера, Сатьяпутра и Кералапутра. В более раннем по времени труде Мегасфена упоминается Пандея, что свидетельствует о существовании здесь государства по крайней мере уже в конце IV в. до н. э. Интересно, что о Южной Индии и даже о Шри Ланке было известно писателям — участникам похода Александра. Один из них — Онесикрит рассказывал в своих записках о плаваниях к этому острову. В магадхско-маурийскую эпоху контакты Северной и Южной Индии упрочились. В трудах грамматиков Катьяяны (IV в. до н. э.?), а затем Па-танджали встречаются названия областей Южной Индии. Североиндийская культура все больше проникает на юг, налаживаются экономические связи. Этот процесс особенно усиливается, когда некоторые области Южной Индии вошли в состав империи Маурьев. В «Артхашастре» уже содержится много сведений о товарах из Южной Индии, а также торговых путях, проходивших по ее территории.
В эпоху Маурьев буддизм начинает проникать на юг. Подтверждение тому — посвятительные буддийские надписи III-II вв. до н. э., открытые в областях Декана.
После падения Маурьев ряд областей Декана, входивших в империю, начали борьбу за независимость. Шунгам лишь силой оружия удавалось усмирять, например, Видарбху, и только южная часть этой области все же получила самостоятельность.
Самым известным и сильным государством Декана в после-маурийский период было государство Сатаваханов. К сожалению, многие страницы его истории нам пока неизвестны. Данные Пуран позволяют связывать Сатаваханов с Анд храми, которые затем, судя по надписям, овладели и областями на западном побережье. Основателем династии был Симука (в Пуранах — Шишука), но наиболее видным правителем первого периода са-таваханской истории был царь Сатакани (или Шатакарни, по Пуранам). В его правление государство расширило свою территорию, а сам царь стал величаться «господином Южной страны». Шатакарни пришлось выдержать борьбу с сильным государством на восточном побережье — Калингой, царь которой Кхаравела двинулся со своей армией на запад. В этот период Калинга стала одним из самых сильных государств Индии. Судя по надписи Кхаравелы, найденной в Хатхигумпхе (недалеко от современного Бхубанешвара), калингские войска одержали победу в борьбе с западными народами — бходжаками и ратхи-ками. Затем Кхаравела совершил три похода на север, осадил старую столицу Магадхи Раджагриху и подошел к Гангу. Царь Магадхи по имени Бахасатимита, как свидетельствует надпись Кхаравелы, склонился перед царем Калинги. Кхаравела предпринял военную экспедицию на юг, и его войско достигло даже государства Пандья. После Кхаравелы слава Калинги тускнеет, все меньше и меньше встречается сведений о ней.