Индия в Магадхско-Маурийскую эпохуКультура и общество / Культура Индии в рассказах / Древняя Индия. История и культура / Индия в Магадхско-Маурийскую эпохуСтраница 28
Политические деятели древней Индии выступали за союз кшатриев с брахманами. Автор «Артхашастры» писал о том, что власть кшатриев, управляемая брахманством, непобедима и побеждает навсегда. Во многих источниках две первые варны противопоставляются двум низшим. Появляется даже тенденция рассматривать вайшьев и шудр вместе. В то же время разбогатевшие вайшьи по своему положению стали приближаться к высшим варнам, а обедневшие фактически опустились до статуса шудр. Эти процессы стали происходить по мере развития торговли и ремесла: ведь главным занятием вайшьев было земледелие, ремесло, торговля. Они были основным податным сословием. В то же время среди богатых вайшьев появились крупные торговцы — сеттхи, ростовщики, владельцы земельных угодий. В магадхско-маурийскую эпоху, однако, падает политическая роль вайшьев, фактически они теряют право на владение оружием.
Положение шудр в тот период существенно не изменилось, и лишь немногим из них удалось разбогатеть на торговле и ремесле, что меняло их статус в обществе.
Такова была картина сословной организации в монархиях древней Индии во второй половине первого тысячелетия до нашей эры. Несколько другой предстает перед нами структура сословной организации в республиканских государствах этого периода (см. раздел о республиках).
Семья В магадхско-маурийскую эпоху больи формы брака шая патриархальная семья была ее основной формой. В ряде областей кроме моногамного брака существовали и более архаичные формы брачных отношений. Главой семьи считался муж. Постепенно меняется положение женщины, которая становится полностью зависимой от своего супруга и сыновей. Брак превращается в своего рода имущественную сделку. Мужчина как бы покупал себе жену, она становилась его собственностью. В источниках встречаются упоминания о продаже жен, их проигрыше.
Положение женщины было очень тяжелым. В детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости — мужа, после смерти мужа — под властью сыновей: так говорят о женской доле «Законы Ману». Жена должна быть терпеливой и строго соблюдать свои обязанности. «Законы Ману» прямо требуют от жены почитать своего мужа, как бога, даже если он лишен добродетелей. Лишь муж мог развестись с женой. Жена же не могла покинуть семью, даже если муж ее продал или оставил. Она продолжала считаться его женой. За измену жена подвергалась страшным карам, вплоть до смертной казни. Мужчина мог иметь несколько жен, и это не считалось грехом. Согласно традиции, жена должна была принадлежать к той же варне, что и муж.