Индия в Магадхско-Маурийскую эпохуКультура и общество / Культура Индии в рассказах / Древняя Индия. История и культура / Индия в Магадхско-Маурийскую эпохуСтраница 29
Мужчинам разрешалось в исключительных случаях вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей группы запрещалось. Особенно серьезным грехом считалась женитьба шудры на брахманке.
Всесильной была власть отца над своими детьми. В брахманских «законах» прямо говорится о том, что отец мог подарить своих детей.
В шастрах упоминается о восьми формах брака, но насколько все они были распространены в действительности, сказать трудно. Этими формами были: дарение дочери (брахман), дарение дочери жрецу (дайва), покупка невесты за корову или быка (арша), женитьба на равных условиях (праджапатья), покупка невесты по договору о выкупе (асура), похищение невесты (ракшаса), захват женщины силой, когда она находится в состоянии сна (пайшача), добровольный союз (гандхарва). Судя по более поздним источникам, в течение очень долгого времени в семейно-брачных отношениях сохранялись весьма архаичные пережитки и обычаи. Так, по шастрам, в случае смерти мужа, не имевшего детей, его жена должна была, если того требовали родственники мужа, иметь потомство от брата мужа или другого близкого родственника.
Эти правила исходили из старых норм, связанных с принципом сохранения родового имущества. Не допускались браки между кровными родственниками вплоть до седьмого колена.
РЕСПУБЛИКИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.
Ганы и сангхи В истории древней Индии магадхскомаурийского периода, как мы видели, немалую роль играли республиканские объединения, обозначаемые в индийских источниках терминами «гана» и «сангха». Они вели упорную борьбу с монархиями и не раз одерживали внушительные победы. Среди «великих стран» буддийские источники упоминали и некоторые республиканские государства.
Термин «гана» очень широк по значению. В ведийскую эпоху под ганами и сангхами понимали племенные образования, затем — объединения немонархического типа, стоящие на разной ступени развития. Уже в грамматике Панини (V—IV вв. до н. э.) упоминалось несколько разрядов сангх: «сангхи, живущие оружием» — военные объединения и сангхи, где процесс развития государственности зашел уже очень далеко. В различных буддийских сочинениях выделяются два типа государств — монархии под властью одного правителя и страны под властью ганы. Если у первых вся полнота власти находилась в руках одного человека, то в ганах, говорится в одном из текстов, даже решение 10-ти может быть пересмотрено 20-ью, т. е. зависит от мнения большинства. Примечательно, что древние индийцы не считали власть ганы правлением, где лишь временно отсутствует единоправитель. Более того, они сопоставляли обе формы власти — монархию и республику, отмечая, что в своих странах соответственно и царь и гана как высший орган власти обладают исключительными полномочиями.