Индия в Магадхско-Маурийскую эпохуКультура и общество / Культура Индии в рассказах / Древняя Индия. История и культура / Индия в Магадхско-Маурийскую эпохуСтраница 21
Хотя земледелие стало ведущей отраслью производства, немалое значение в хозяйстве играло и скотоводство. Скот ценился довольно высоко, так как помимо сельских работ его использовали как транспорт. Скот очень нужен был и в военное время. В буддийских сочинениях имеются сообщения о богатых владельцах скота; на скотоводческой ферме одного богача было 27 тыс. дойных коров. В таких хозяйствах нанимались специальные пастухи и работники, ухаживавшие за скотом. Скот, как правило, клеймили.
Рост городов. Отличительной чертой магадхско-маРемесло урийского периода был рост городов, которые становились центрами ремесла и торговли, хотя большая часть населения проживала в деревнях.
Материалы археологии показывают, что самый бурный рост городов происходил в У1-Ш вв. до н. э. В это время воздвигаются городские укрепления, планируется городское строительство. Но в целом облик городов был различен. Патали-путра представляла собой параллелограмм, Каушамби был построен в форме трапеции, Шравасти — как треугольник, Вайшали — в виде прямоугольника. Самым большим городом по размерам и численности населения была столица империи Паталипутра. На основании данных посла Мегасфена, жившего в столице, территория ее составляла более 25 кв. км. Если считать эти свидетельства соответствующими действительности, то Паталипутру следует признать одним из самых крупных городов древности. Площадь Александрии была в 3 раза меньше, а известный индийский город Каушамби — столица государства Ватса — уступал по размерам Патали-путре в И раз. Мегасфен писал о том, что в столице империи было 570 башен и более 60 городских ворот.
Основным строительным материалом по-прежнему являлось дерево. Лишь иногда постройки возводились из камня. Даже царский дворец при Ашоке, как показали раскопки, был деревянным. При этом дерево подвергалось специальной обработке, что предохраняло его от разрушений в течение многих столетий. Когда через шесть веков после правления Ашоки китайский путешественник Фа Сянь прибыл в Паталипутру, он был просто потрясен величием сооружения и написал о том, что его, очевидно, строили боги, а не люди. Качество обработки дерева и приемы строительства произвели сильное впечатление и на археологов, приступивших уже в начале XX в. к изучению остатков царского дворца.
Высокого развития в городах достигло ремесленное производство, особенно ткачество, обработка металлов, ювелирное дело. Самыми лучшими считались хлопчатобумажные ткани из Варанаси, Матхуры и Уджаяни; Гандхара славилась шерстяными тканями. Через Баригазы ткани вывозились на Запад.
«Артхашастра» рассказывает о специальных царских мастерских по обработке металлов, за работой которых чиновники осуществляли строгий контроль. Кроме царских оружейников были ремесленники-металлисты, сами ведущие свое хозяйство и работавшие по заказам. В деревнях особым почетом пользовались плотники, горшечники и кузнецы.
Ремесленники имели свои профессиональные организации, которые назывались шрени. В некоторых отношениях они были самостоятельными, имели свой устав. Входящие в шрени ремесленники подчинялись этому уставу, в случае же необходимости организация выступала в их защиту. Государство старалось установить контроль за деятельностью ремесленных организаций, требовало от них регистрации; ремесленникам запрещалось без ведома властей переселяться в другие области.