Индия в Магадхско-Маурийскую эпохуКультура и общество / Культура Индии в рассказах / Древняя Индия. История и культура / Индия в Магадхско-Маурийскую эпохуСтраница 26
«Артхашастра» отразила попытку государства упорядочить статус рабов и внести определенную четкость в вопрос, который приобрел важное значение в тот период.
Одним из самых существенных при исследовании рабства в общей структуре общества является вопрос о роли рабского труда в производстве, в основных сферах хозяйственной деятельности. Смотрите информацию скорая помощь москва перевозка больных тут.
Из источников известно о применении труда рабов в сельском хозяйстве. Они использовались в царских поместьях, где, говоря словами «Артхашастры», посевы должны были производиться трудом рабов, наемных работников и «отрабатывающих штраф». Рабы были заняты в крупных частных хозяйствах. Они пахали, сеяли и убирали урожай. В джатаках упоминается о рабах, которые вместе с наемными работниками вырубали леса, очищая участки для посева. У собственников небольших земель-участков тоже могли быть рабы, хотя число их было, конечно, невелико. В джатаках чаще всего описывается семья, в которой были один раб или одна рабыня. Рабы не могли стать членами буддийской общины. В то же время сангха имела работников, бывших фактически на положении рабов, обрабатывавших монастырские поля и выполнявших различные работы. Рабский труд применялся и в ремесле, но данные об этом малочисленны.
Для древнеиндийского рабства были характерны некоторые специфические черты, прежде всего незрелость, патриархальность. Рабский труд был очень близок к труду свободных наемных работников — кармакаров. Показательно, что во многих источниках о труде рабов упоминается наравне с трудом наемных работников. «Артхашастра» даже объединяет в одну группу положения о статусе рабов и кармакаров.
Другой особенностью рабства было широкое использование труда рабов в домашнем хозяйстве, составлявшем важную основу жизни древних индийцев. Это приводило к определенной патриархальности взаимоотношений хозяина и раба, создавало представление о крайне мягком характере рабства в целом. Возможно, это обстоятельство явилось поводом для неточного заявления Мегасфена о том, что все индийцы свободны и ни один индиец не является рабом. В источниках часто встречаются специальные термины для характеристики домашних рабов — «гхара-даса», «гриха-даса», «геха-даса (даси)».
В целом древнеиндийское рабство, хотя и обладало рядом особенностей (патриархальность, близость рабского труда к труду свободных производителей, наличие неразвитых экономических форм), но в общей структуре общества магадхско-маурийской эпохи играло важную роль. В Магадхе, наиболее развитой части страны, где находились огромные царские поместья и где велика была роль крупных частных хозяйств, рабовладельческий уклад был одним из ведущих в сложной структуре общества.
Хотя в основных сферах производства главную роль играл труд свободных общинников, арендаторов и наемных работников, рабство оказывало большое воздействие на общество в целом. Рабство являлось не единственной, но в то же время важнейшей формой эксплуатации. В рассматриваемый период оно имело тенденцию к развитию.
Кармакары В магадхско-маурийскую эпоху широко применялся труд свободных наемных работников — кармакаров. Они использовались в различных сферах производства — в сельском хозяйстве (в царских и частных поместьях, в общине), в ремесле, в торговле. Особенно увеличивалось число их в сезонное время, в период посева и сбора урожая, когда не хватало рабочих рук. Кармакары, как правило, не имели средств производства, нанимались на работу за определенную плату или за пищу, нередко на любых условиях.
Кармакары работали в царских хозяйствах, в частных земледельческих и скотоводческих поместьях богачей; к помощи наемных работников прибегали и общины. Они трудились на обрабатываемых землях, занимались ирригационными работами или пасли скот. Работавшим на царских землях кар-макарам специальный надзиратель выдавал орудия производства и скот.
Хотя положение наемных работников в целом было крайне тяжелым, те, кто работал в царских хозяйствах, обеспечивались лучше. Судя по «Артхашастре», кармакары, занятые на земледельческих работах, получали 1/10 урожая, в скотоводстве — 1/10 масла от молока коров, за которыми они ухаживали. Хотя «Артхашастра» устанавливала определенные условия заключения договоров на исполнение работ, фактически все зависело от работодателя. Пища кармакаров обычно не отличалась от пищи рабов. «Артхашастра» говорит о том, что сельские работники подбирали на полях злаки, которые оставались после уборки урожая.