Индия в Магадхско-Маурийскую эпохуКультура и общество / Культура Индии в рассказах / Древняя Индия. История и культура / Индия в Магадхско-Маурийскую эпохуСтраница 22
В торговле, как и в ремесле, существовала специализация. Каждая область занималась продажей какого-либо определенного товара. В магадхско-маурийский период расширяется связь между областями, строятся дороги, специальные торговые пути связывают столицы различных государств. Самыми известными были Северная и Южная дороги. Мегасфен писал о царской дороге, которая шла от северо-западной границы к Паталипутре и далее на восток.
Кроме сухопутной получили развитие речная и морская торговля. В источниках рассказывается о том, как индийские купцы совершали опасные морские путешествия, длившиеся до полугода. Суда направлялись на Шри Ланку, в Бирму, Южную Аравию. Многие индийские товары: пряности, драгоценные камни, изделия из слоновой кости, редкие породы дерева — поступали в эллинистические страны.
В изучаемый период появляются деньги и развивается денежное обращение. Вначале это были кусочки металлов, которые постепенно получали определенную форму и дополнялись особыми изображениями и надписями. В У-1У вв. до н. э. появляются клейменые монеты, главным образом медные и серебряные. В областях, входивших в состав империи Ахеменидов, получили хождение персидские сигли, на северо-западе — греческие тетрадрахмы.
На клейменых монетах, открытых археологами в слоях маурийского периода, имеется несколько повторяющихся символов, которые, возможно, были знаками маурийских царей. В источниках встречаются названия различных монет: каршапаны (серебряные и медные), какани (медные), суварна (золотые) и т. д.
«Артхашастра» подробно излагает обязанности чиновников, которые следили за чеканкой монет и денежным обращением. В эту впоху были уже известны заклады, кредиты, проценты.
Земельная Во второй половине первого тысячелесобственность тия до нашей эры происходит дальнейшее развитие частной собственности на землю. К этому времени древние индийцы уже хорошо понимали разницу между собственностью и пользованием, употребляя для различения этих понятий особые термины. Понятие собственности было связано с местоимением «свой» и производными от него (свое, собственное, собственник и т. д.), а для обозначения временного владения (пользования) применялся глагол «бхудж» (пользоваться, наслаждаться) и связанные с ним термины «бхога», «бхукти» и т. д. В сутрах и шастрах перечисляются случаи, когда человек становится собственником, — при покупке, находке, получении дара, наследовании; при этом подчеркивается, что только при законном подтверждении, на законном основании человек из пользователя превращается в собственника. Эти положения относились и к земле как объекту приложения собственности или права владения. Среди основных видов собственности, упоминающихся в шастрах, говорится и об обрабатываемой земле.
Земельный фонд страны делился на несколько категорий — частные земли, общинные и царские.
Среди частных собственников земли существовала значительная дифференциация: наряду с очень богатыми землевладельцами были бедные, собственники небольших земельных участков. Обширные хозяйства насчитывали по 1000 карисов (один карие — около 0,25 га). В некоторых земледельческих хозяйствах для обработки земли использовали сотни плугов. Здесь применялся также труд рабов и наемных работников. Вместе с тем имелись и совсем маленькие хозяйства, земля в которых обрабатывалась самими владельцами с помощью членов их семей.