Индия в Магадхско-Маурийскую эпохуКультура и общество / Культура Индии в рассказах / Древняя Индия. История и культура / Индия в Магадхско-Маурийскую эпохуСтраница 16
Дхарма эдиктов Под дхармой обычно понимались праАшоки вила поведения человека и праведный образ его жизни, хотя этот термин в более узком смысле мог означать в буддийском учении саму доктрину.
В этих двух значениях термин «дхарма» и упоминается в эдиктах Ашоки. В большинстве надписей дхармой называется свод моральных принципов, а в собственно буддийских эдиктах — учение Будды. Эти моральные правила включали в себя послушание родителей, уважение к старшим, щедрость, неубиение живых существ и т. д., т. е. они касались норм поведения человека, не являясь специфическими ни для буддизма, ни для брахманизма, ни для какого-либо другого религиозного течения. Это были традиционные этические положения, хорошо понятные различным слоям населения независимо от этнической и религиозной принадлежности. Некоторые ученые ошибочно считают эти правила чисто буддийскими религиозными принципами. В греческих вариантах эдиктов царя слово «дхарма» передано греческим термином, означающим не религиозную веру, а благочестие. В этом же общем плане трактовался в эдиктах Ашоки вопрос о результатах, которых достигает человек, последовательно соблюдая принципы дхармы. Стойкому и верному в дхарме обещались милость царя, благополучие и достижение неба (сварга). Последнее положение было хорошо понятно широким слоям населения: оно было распространено еще в ведийскую эпоху, а потом заимствовано и буддизмом. Вместе с тем ни о каких религиозно-философских категориях буддизма в эдиктах не говорится. Более того, дхарма Ашоки соответствовала некоторым основным этическим принципам главных религиозных направлений. Император называл эти принципы сущностью учений разных школ и направлений. Призыв к изучению дхармы сочетается в эдиктах с признанием всех учений.
Принципы дхармы, о которых говорилось в эдиктах Ашоки, должны были стать общими для населения всей страны и как бы подняться над дхармами варн, объединений и разных социальных групп. Политика распространения этих принципов составляла одну из важнейших частей политики Ашоки. Были даже назначены особые государственные чиновники — дхармамахаматры, наблюдавшие за выполнением норм дхармы.
Показательно, что эти чиновники направлялись к последователям различных религий. В эдиктах император прямо заявляет о том, что дхармамахаматры должны проверять, как исполняют дхарму буддисты, брахманисты, джайны, ад жи вики.
Такая политика позволяла осуществлять контроль за различными группами населения и бороться с сепаратизмом.
Лишение Ашоки Для изучения последнего периода в власти и падение истории маурийской империи немалый империи интерес представляют буддийские сказания о царе Ашоке, так как в эпиграфике этот период освещен весьма фрагментарно.