Индия в Магадхско-Маурийскую эпохуКультура и общество / Культура Индии в рассказах / Древняя Индия. История и культура / Индия в Магадхско-Маурийскую эпохуСтраница 18
Интересные сведения о взаимоотношении Селевкидов с Маурьями в последний период их царствования сообщает Полибий. Согласно его данным, известный селевкидский царь Антиох Великий (223—187 гг. до н. э.) после своих походов на восток перешел Гиндукуш и возобновил союз с индийским царем Софагасеном (очевидно, маурийский царь Суб-хагасена). Затем Антиох получил в Индии боевых слонов и двинулся в Арахосию. Можно предполагать, что к 206 г. до н. э. маурийские цари уже не могли противоборствовать действиям Антиоха, который вступил в Арахосию. Не исключено также, что данная область к этому времени уже не являлась частью империи. В то же время Антиох не мог не считаться с Софагасеном. Поэтому он возобновил дружеские отношения, существовавшие прежде между Селевки-дами и Маурьями.
Шунги и вторжение В эпоху Шунтов «западный вопрос» греко-бактрийцев становится одним из самых острых.
Судя по трактату Патанджали «Махаб-хашья», армия яванов (греко-бактрийцев) осадила индийские города Сакету и Мадхьямику. Этот же факт содержится в сочинении «Юга-пурана». Здесь сообщается, что войска продвинулись от Сакеты до Паталйпут-ры, но из-за внутренних распрей в самой армии вынуждены были снять блокаду столицы Шунгов.
Вторжение греко-бактрийцев, царем которых в это время был Менандр, очевидно, произошло в середине II в. до н. э., в период правления Пушьямитры. Столкновения с греко-бактрийцами продолжались и при преемниках Пушьямитры, в частности при его внуке Васумитре. Последнему, однако, удалось одержать внушительную победу. В дальнейшем взаимоотношения Шунгов с греко-бактрийцами стабилизировались. Из эпиграфики известно о посольстве греческого царя Антиалкида к шунгскому правителю Бха-габхадре в Видишу, куда, очевидно, переместилась столица шунгских царей.
Более ста лет Шунги удерживали свою власть. Затем престол перешел к Канвам (68-22 гг. до н. э.), при которых быстрыми темпами шел процесс децентрализации: многие области отпали от центра, возникли новые местные династии. Трудно сказать, насколько верны сведения древнеиндийских источников об антибуддийской политике Шунгов, и особенно Пушьямитры, но очевидно одно, что буддизм в этот период уже не пользовался столь сильной поддержкой, как при Ашоке. В период Шунгов получил распространение и вишнуизм, о чем нам сообщают надписи шунгских царей. Особое значение приобретает культ Васудэвы.