Индия в Магадхско-Маурийскую эпохуКультура и общество / Культура Индии в рассказах / Древняя Индия. История и культура / Индия в Магадхско-Маурийскую эпохуСтраница 15
В эдиктах Ашока призывает к объединению всех религиозных школ, во не путем насилия, а в результате развития главных принципов их учений. Судя по эдиктам, Ашока дарил пещеры адживикам, которые были в этот период одними из главных соперников буддистов и пользовались значительным влиянием. Из эдиктов известно и о том, что царь посылал своих представителей в общины джайнов и к брахманам. Можно предполагать, что Ашока в определенной мере был вынужден вести политику религиозной терпимости: еще слишком сильны были «ортодоксальные» и другие (наряду с буддизмом) реформационные течения. Именно политика религиозной терпимости при умелом контроле государства над жизнью различных религиозных школ позволила Ашоке избежать конфликта с сильной прослойкой брахманов, с адживиками, джайнами и вместе с тем особенно усилить буддизм. Когда же в последние годы царствования Ашока отступил от политики веротерпимости и стал проводить явно пробуддийскую политику, это вызвало решительную оппозицию у приверженцев других религий и привело к тяжелым для власти царя последствиям. В конце царствования Ашока поддерживал тесные контакты с буддийской общиной и, отойдя от своих прежних принципов, начал гонения против адживиков и джайнов.
Взаимоотношения буддистов с представителями других религий в этот период резко осложнились. Определенные трудности возникали и среди самих буддистов: источники рассказывают о столкновении последователей разных буддийских школ. Будучи приверженцем буддизма, император внимательно следил за целостностью буддийской общины. Он издает специальный указ о борьбе против «раскольников» — монахов и монахинь, которые подрывали единство сангхи. В соответствии с указом их следовало изгонять из общины. Вместе с тем Ашока рекомендует буддийским монахам пристально изучать буддийские тексты и называет ряд буддийских канонических сочинений, посвященных преимущественно дисциплинарным вопросам.
Согласно буддийской традиции, в период правления Ашоки в Паталипутре состоялся III буддийский собор.
Одной из отличительных черт религиозной политики Ашоки являлось его стремление найти поддержку не только у буддийских монахов, но и прежде всего среди широких слоев мирян — последователей буддизма.
В этом смысле можно сказать, что Ашока был первым царем Индии, который понял важность буддизма в укреплении империи и способствовал его распространению. Большая часть его эдиктов была обращена не к монахам, а к мирянам, которые, очевидно, не были детально осведомлены об основных понятиях буддийской доктрины и ее философских категориях. Поэтому в надписях даже не упоминается о нирване, о четырех благородных истинах, восьмиричном пути и т. д. Главное в них — это их практическое значение. Недаром сам император называл надписи «эдиктами о дхарме». Именно этические положения, которые были хорошо известны мирянам, в том числе и небуддистам, находили широкую поддержку среди различных социальных групп.