Итоги развития индии в средневековый периодИстория / Средневековая Индия / Период Могольской империи / Итоги развития индии в средневековый периодСтраница 4
Западная Европа сумела сравнительно быстро преодолеть вязкую систему феодализма потому, что сохранила (или выработала) ряд общественных институтов, несистемных для господствующих отношений в целом.
Это прежде всего римская правовая система, сохранение представления о частной собственности даже в течение периода, когда собственность была опутана семейными, общинными и вассальными ограничениями.
Это сохранение представления об индивидуальной личности, о ее равноправии перед Богом и об ответственности за себя перед ним (ряд догматов христианства способствовал утверждению феодальных порядков, а другие — подрывали их).
Наконец, это самоуправляющиеся города, бросавшие вызов всему феодальному строю самим фактом своего существования, разрушавшие феодализм психологически, даже если не всегда и не во всем — экономически.
Соответственно отсутствие этих несистемных в феодальном контексте элементов на Востоке, большая гомогенность общества, его сбалансированность определили застойность жизни в течение веков. Такой вариант феодализма был неблагоприятен для перехода на следующую стадию развития.
Что конкретно повлияло на замедление темпов развития Индии?
Важнейшей особенностью ее экономического строя было расщепление феодальной собственности на землю на два слоя, или этажа, или категории:
• собственность на землю как территорию и доход с нее и
• собственность на землю как объект хозяйства.
Первую из них нередко называют «государственной собственностью» и считают, что она абсолютно преобладала. Между тем понимают под этим выражением не одно и то же.
Для одних государственная собственность на землю означает право государства на землю и взимание налога (ренты) по этому праву. С этим пониманием связано особое внимание к юридическому оформлению, к наличию или отсутствию юридического акта, объявляющего всю землю государственной.
Для других основным критерием государственной собственности служит сам факт взимания налога, и они видят свою задачу в доказательстве того, что налог действительно являлся рентой, т. е. охватывал весь прибавочный продукт, доставляемый землей.
Наконец, под господством государственной собственности нередко понимают сочетание государственных и частных земель и определенное доминирование властей над частными владениями (хозяйствами). Реальное различие экономических и правовых ситуаций в разных странах в разные периоды, а также различное понимание предмета дискуссии часто делают несопоставимыми взгляды, высказываемые специалистами.
Государственную собственность на землю часто вообще отрицают на том основании, что в источниках зафиксирована индивидуальная, а налог в пользу государства являлся обязанностью подданного-собственника. Кроме того, зафиксированы покупки земли государем у частных лиц. Сторонники такого юридического подхода к проблеме собственности называют права государства на землю просто государственным суверенитетом.
Особая роль государства в экономике восточных стран — реальность, и дело заключается лишь в том, чтобы эту роль наиболее адекватно терминологически выразить. Нельзя отрицать, что «власть-собственность» (или верховная собственность, или собственность на территорию с подвластным населением, или собственность на продукт земли или иной доход) играла в социально-экономической структуре средневековых государств Востока значительно большую роль, чем в примерно синхронных им обществах Европы. Впрочем, мы уже знаем из предыдущих глав, что верховная собственность совсем не всегда находилась в руках государя или центрального правительства. Подавляющая ее часть раздавалась военным вассалам за службу и нередко приобретала некоторые черты частной собственности. Следует также признать, что в Западной Европе господство над землей и реальное владение землей со временем все более совпадали. Собственность была одна — либо у феодала, либо у крестьянина.