Современный индуизмКультура и общество / Этнографическая Индия / Современный индуизмСтраница 5
В настоящее время из всех богов Индии Шива имеет наибольшее число святилищ. Эти святилища необычайно разнообразны: начиная от храмов и часовен, кончая простыми нишами и насыпями; в последних двух линга будет единственным идолом. Вообще нужно подчеркнуть, что святилища Шивы отличаются сравнительной простотой и бедностью.
Что касается культа Шивы, то он также повторяет двойной источник происхождения бога. Более высокие представители шиваизма чтут бога в молчаливом созерцании (как предписывал Шанкара), не прибегая к помощи какого-либо внешнего ритуала. Более скромные брахманы увешивают лингу венками из цветов или складывают у его подножия цветы и рис, поливая его маслом. Простой и бедный люд несет свою лепту евангельской вдовицы в форме полевых цветов или увлажняет своего бога вместо масла простой водой В старые времена культ Шивы омрачался человеческими жертвами, но кровь их, по-видимому, проливалась не пред изображением самого бога, а на жертвенниках его мрачных жен, пред ужасающими идолами Дурги, Кали, Чандики и Чамунды. Но шиваизм не представляет собою чего-либо однородного: он разбивается на огромное число сект.
Секты шиваизма. В Индии насчитывается до главных сект шиваизма — разного объема и разной степени культуры. Более культурные из них ведут свое идейное начало от Шанка-ры, хотя таковое можно отнести к источнику гораздо более раннему, а именно, с одной стороны, к доктрине санкхья, а с другой — к веданте. Шанкара оставил после себя ряд учеников, из которых некоторые, в свою очередь, поднялись до ранга основателей религиозных школ. Наверху сложной лестницы шиваитов стоит самая древняя секта — тридандины (санскр. «носители трех палок») и большинство смартов (от смрити — «правоверное предание»). Первые ведут аскетическую жизнь и имеют центром Варанаси. Вторые, довольно многочисленные, особенно на Декане, живут частью в миру, частью в монастырях. Обе секты принимают в свою среду только брахманов. Данди, т. е. аскеты, делят свое время между нищенством и религиозной практикой; некоторые из них чтут Шиву (но без ритуала) как члена триады, а другие практикуют, по-видимому, неарийский обряд посвящения, пуская кровь из внутренней части колена посвящаемого; данди хоронят своих мертвых или отдают труп какой-нибудь священной реке.
Лингаяты являются уже более народной сектой; члены ее носят небольшую лингу на шнуре на шее; некоторые носят ее в золотом или серебряном ящике, другие подвязывают под платьем; во время частой молитвы они держат лингу на ладони левой руки. Своим основателем они считают брахмана Бхасаву (родом из западного Декана), жившего в XII в. Лингаяты делятся на несколько кланов, члены которых не заключают браков между собой. Секта особенно распространена в Майсуре. Почти вся их литература писана на языках каннада и тамили: практически лингаитизм представляет смесь мистицизма веданты, деизма и довольно грубого язычества. Секты арадхья («почтенные») и ситтары («совершенные») являются более возвышенными и чистыми, но они находятся или в упадке, или, пожалуй (ситтары), совсем угасли. На лингаятах сказалось национально-просветительное движение, охватившее Индию после русско-японской войны. Еще до нее имела место Всеиндийская конференция лингаятов, обсуждавшая как религиозные, так и гражданские проблемы секты. В 1905 г. была конференция в Бангалуре и организован был Майсурский фонд образования. Конференция 1913 г. заседала в Белгауме.