Индия в Кушано-Гуптский период. Этапы политической историиКультура и общество / Культура Индии в рассказах / Древняя Индия. История и культура / Индия в Кушано-Гуптский период. Этапы политической историиСтраница 40
Большинство памятников религиозной и светской архитектуры было выполнено из дерева, и поэтому они до нас не дошли. Но все те отдельные каменные сооружения, которые сохранились от гуптской эпохи, свидетельствуют о высоком уровне архитектуры. Один из древнейших индуистских наземных храмов находится в Санчи и датируется V в. н. э. Колонны портика несут капители с фигурами львов, сходные со знаменитой львиной капителью на колонне Ашоки. Индийский храм в Санчи был создан на основе лучших традиций индийской архитектуры.
Еще более ранним временем (IV в. н. э.) датируется небольшой буддийский храм в Наланде, основания которого сохранились до настоящего времени. В Наланде, громадном университетском комплексе, где училось более 10 тыс. студентов, имелись многочисленные постройки культового и жилого назначения. В IV в. н. э. началось строительство огромного буддийского храма в Бодх-Гае. Высота основной башни достигала 55 м. Это один из самых высоких буддийских храмов Азии.
Большие по размерам буддийские монастыри были и в Северо-Западной Индии. В Таксиле уже во II в. н. э. начали возводить монастырь Дхармараджику, а к V в. н. э. это был целый комплекс помещений и построек.
Раскопки многослойных городищ вскрыли остатки светских зданий первых веков нашей эры. О таких сооружениях нам рассказывают и изображения на ступах в Санчи и Ама-равати. Дома здесь были в несколько этажей. Особенно величественны царские дворцы.
Изобразительные В кушанскую эпоху сложилось неискусства сколько направлений в изобразительном искусстве, и прежде всего в скульптуре. В Средней Азии процветала местная бактрийская школа, в произведениях которой были сильны светские черты, в Северо-Западной Индии — гандхарская школа, в долине Ганга — матхурская и на юге, в Андхре, — школа Амаравати.
В гандхарской скульптуре прослеживаются различные влияния — греко-римское, среднеазиатское, очень значительна «буддийская струя». Некоторые ученые полагали, что ганд-харские скульптуры были изготовлены эллинизированными индийцами, другие авторами работ считали даже римских мастеров. Хотя «западное» влияние здесь действительно было значительным, в основе гандхарской школы лежали местные традиции. В скульптуре Гандхары очень рано появляются изображения Будды в образе человека. До этого Будда изображался различными символами: колесо (чакра), трон, дерево бодхи и т. д. Возможно, что в этом сказывалось влияние махаянских идей.
В некоторых скульптурах Будды и бодхисаттв ученые склонны видеть явное влияние статуй Аполлона Бельведер-ского, но многие черты Будды имеют чисто местную основу. Отличен был материал, назначение скульптур, связанных в Индии, как правило, с архитектурой. Сюжеты были индийскими, но в технике исполнения, безусловно, чувствуется греческое влияние. По словам некоторых искусствоведов, гандхарский скульптор имел сердце индийца и руки грека. Гандхарские традиции в скульптуре оказали заметное влияние на изобразительное искусство многих стран Центральной Азии и Дальнего Востока.