Индия в Магадхско-Маурийскую эпохуКультура и общество / Культура Индии в рассказах / Древняя Индия. История и культура / Индия в Магадхско-Маурийскую эпохуСтраница 35
Крупные успехи древнеиндийской политической теории были непосредственно связаны с достижениями в области научных знаний, с общим прогрессом в развитии общества. Показательно, что Каутилья четырьмя основными отраслями знания считал философию, учение о Ведах, учение о хозяйстве и учение о государственном управлении. При этом вряд ли случайно философии отводилось первое место среди главных наук. Каутилья упоминал о трех философских системах — локаяте, санкхье и йоге. Знание философии, по мысли Каутильи, обеспечивало успех в государственных делах.
По широте исследуемых вопросов и глубине их анализа политическую науку древней Индии можно по праву сравнить с политической мыслью древней Греции, а Каутилью сопоставить с одним из величайших мыслителей древности — Аристотелем.
Религиозные Середина первого тысячелетия до натечения эпохи шей эры явилась для Индии эпохой Маурьев поисков и реформ в религиозно-философской сфере. Ведизм как религия в известной мере утратил свой авторитет. Примитивный характер его мифологических представлений, запутанный и архаический ритуал, грубо материальные притязания жрецов, в которых многие уже перестали видеть носителей какой-то высшей мудрости, — все это совершенно не соответствовало духу новой эпохи и вызывало протест. Первой по времени попыткой преодолеть выявившийся кризис было движение, зафиксированное в Упанишадах. Оно в целом, однако, не только не отвергало ведизм, но стремилось возродить его на новой, теоретически более совершенной основе. «Ортодоксальная» традиция вела острую борьбу со всеми направлениями, воплощавшими реформационный принцип решительно и последовательно. Традиция называла их «неортодоксальными» (т. е. не признававшими авторитета Вед), включая в их число две новые религии, зародившиеся в это время, — джайнизм и буддизм, а также школы, выражавшие рационалистическую тенденцию в индийской философской мысли и открыто выступавшие против непреложной ценности ведийских текстов.
Между ранними Упанишадами и появлением новых, принципиально отличных от брахманизма философских и религиозно-философских учений был период, наполненный интенсивными духовными поисками. Выразителями новых концепций выступали многие аскеты, порвавшие с узами повседневной жизни и старыми традициями. Их называли па-ривраджаками (буквально — странник, бродяга) и шраманами. (Позднее шраманами стали называть аскетов неортодоксальных течений и школ.) Вначале шраманы не основывали своих общин и школ, затем вокруг наиболее известных «скитальцев» стали группироваться верные последователи.
В этот период «брожения умов» появилось большое число разнообразных течений и школ, многие идеи которых были затем восприняты и разработаны создателями основных ре-формационных учений. Все ранние шраманские школы отрицали авторитет Вед и покоящиеся на нем идеологические и социальные нормы.
Отсюда, естественно, вытекало их категорическое несогласие с притязаниями брахманства на роль единственных носителей «высшей истины», понимание которой считалось недоступным рядовому человеку. Идеологические привилегии брахманства обосновывали и его роль высшей варны в ведийском обществе; нет ничего странного в том, что шраманы, состоявшие в своем подавляющем большинстве из представителей других варн, весьма последовательно отрицали социальные претензии жречества.