Индия в Магадхско-Маурийскую эпохуКультура и общество / Культура Индии в рассказах / Древняя Индия. История и культура / Индия в Магадхско-Маурийскую эпохуСтраница 33
Рост научных Магадхско-маурийский период был озназнаний менован ростом научных знаний. К этому времени относится создание многих научных трактатов по астрономии, математике, медицине, грамматике, которые записаны, однако, были позже. Складывается и огромная по объему религиозная литература буддизма и джайнизма. К V—IV вв. до н. э. современные ученые относят жизнь и творчество великого индийского грамматика Панини, который составил подробную грамматику санскрита. Его труд назывался «Аштадхьяи» («Восьмикнижие»). Методика анализа языкового материала стояла на очень высоком уровне. Панини опирался на работы предшественников, упоминая в своем сочинении их имена. Труд Панини стал своего рода эталоном последующих грамматик санскрита, объектом пристального анализа и подробного комментирования. В IV в. до н. э. его комментировал Катьяяна. Во II в. до н. э. новую грамматику санскрита создал Патанджали. Эти ученые знали и о местных диалектах.
В магадхско-маурийскую эпоху широкое распространение получили пракриты, на которых были частично написаны эдикты Ашоки, а также сделаны другие надписи. В это время уже существовало несколько диалектов. На одном из них — пали до нас дошел буддийский канон, который был по традиции записан на острове Шри Ланка в 80 г. до н. э. В грамматическом труде Патанджали упоминается о сочинениях на прак-ритах. Поэтические тексты, называвшиеся в индийской литературе кавья, некоторые санскритские сочинения по политике и морали (шастры) были тоже известны в тот период.
Свидетельства трудов Панини и Патанджали позволяют говорить о наличии и драматургических произведений. В грамматике Патанджали упоминается об актерах, сцене, музыкальных инструментах и т. д.
Архитектура Как уже упоминалось, большинство и скульптура архитектурных сооружений магадхскомаурийской эпохи было построено из дерева, и поэтому до настоящего времени сохранились лишь остатки этих строений. Вместе с тем в практику строительства постепенно входил и камень. Раскопки на месте древней Паталипутры вскрыли остатки царского дворца и зала «ста колонн». Наряду со светской архитектурой большой интерес представляют религиозные сооружения, и прежде всего буддийские ступы в Санчи и Бхархуте, относящиеся примерно к III—II вв. до н. э.
В маурийскую эпоху складываются локальные школы скульптуры, среди которых наиболее значительны северозападная с центром в Таксиле и восточная с центром в Тосали. Высоким искусством отличаются скульптурные капители колонн, на которых были выбиты указы Ашоки. Определенное влияние на культуру маурийской эпохи, особенно северо-западных областей, оказала ахеменидская культура, но в целом древнеиндийская культура этого периода была глубоко национальной и самобытной, выросшей на основе местных традиций.
Политические идеи Вторая половина первого тысячелетия до нашей эры была чрезвычайно важным этапом в развитии политической организации и государственности древней Индии. Этот период связан с образованием первых крупных государств в долине Ганга, а затем и объединенной империи. Разрабатываются принципы управления, теории государственной власти, появляются политические школы и политические трактаты. Наибольший интерес представляет трактат «Артхашастра», авторство которого индийская традиция приписывает Каутилье — главному сановнику маурийского царя Чандрагупты. В целом это политическое сочинение, как уже отмечалось, сложилось, очевидно, на рубеже нашей эры, но изложенные в нем идеи и принципы государственной политики являлись отражением и маурийской эпохи.