Индийский веерКультура и общество / Культура Индии в рассказах / Индийский веерСтраница 179
– И им это нравится? – удивилась я.
– О, да, конечно, – воскликнул Дугал. – Они испытывают изумительные ощущения… пока продолжается его действие. Но я полагаю, потом наступает резкая депрессия, которая обычна в таких случаях. Более того, это может быть очень опасно и иметь летальный исход.
– Вы говорили, что эти тхаги используют его, чтобы убивать свои жертвы.
– Это один из способов, – ответил Фабиан, – но я знаю, что гораздо чаще используют удушение.
– Мне бы хотелось думать, что большинство людей испытало огромное облегчение, когда действия этих тхагов были запрещены законом.
Фабиан пожал плечами и посмотрел на потолок.
– В этом суть того, о чем мы говорим… Независимость или лучшее управление. Всегда найдутся те, кто хотят первое. То же самое и, с сати.
– Оно было запрещено примерно в то же время, что и тхаггери, – сказал мне Дугал. – В действительности они во многом должны быть благодарны лорду Уильяму Бентинку. В течение двадцати лет он был губернатором Мадраса, а затем стал Губернатором страны с 1828 по 1835 год. Вы знаете, как происходит сати. Муж умирает, а его жена бросается в погребальный костер и сгорает вместе с его телом.
– Как ужасно!
– Так думали мы все, и лорд Уильям ввел закон, запрещающий сати и тхаггери, – добавил Фабиан.
– Это было большим шагом вперед, – прокомментировал Дугал.
– Знаете, – вставил Фабиан, – я уверен, что оба они продолжают осуществляться в некоторых удаленных местах. И это демонстративное неповиновение британской власти.
Лавиния вновь зевнула:
– Это действительно уже становится просто уроком истории!
– Восхитительным уроком, – сказала я.
– Друзилла, не будь таким педантом. Ты приводишь меня в бешенство. Ты просто воодушевляешь их. Я знаю, что ты собираешься сказать: «Если тебе это не нравится, я уеду обратно домой». Она постоянно угрожает мне своим отъездом.
– Это то, – серьезно проговорил Фабиан, – что мы должны убедить ее не делать.
Я вдруг обрадовалась. Мне уже приходилось испытывать такое чувство, будто оживаешь вновь.
Оставшуюся часть вечера мы говорили об Индии, о различных кастах и религиях. Глядя на лужайку, я подумала, что это был один из самых мирных пейзажей, которые я когда‑либо встречала.
Когда в эту ночь я легла спать, я долго, не могла заснуть, продолжая думать о вечере, о древних жестоких обычаях страны и о том, что живу под одной крышей с двумя мужчинами – и должна признать это – которые были самыми важными в моей жизни: Дугалом и Фабианом! Какими разными они были! Я была немного встревожена грустью, которую заметила в глазах Дугала; он был печальным и полным сожаления. Было нетрудно понять, что его женитьба принесла ему разочарование, и хотя мы были вместе очень короткое время, он, казалось, обратился ко мне за утешением. Я подумала, что должна быть осторожной. Что касается Фабиана, он мало изменился. Я не должна позволять, чтобы он производил на меня сильное впечатление. Я должна помнить, что он был одним из Фремлингов, а они не меняются. Они всегда полагают, что мир устроен для них, а все люди – чтобы служить их целям. Более того, я не должна забывать, что скоро может приехать леди Джеральдин, чтобы выйти за него замуж.
Рошанара вышла замуж почти сразу же. Мы не присутствовали на церемонии, которая проводилась в соответствии с древним индийским обычаем. Я слышала от айи, что Ашраф, юный жених, был примерно на два года старше Рошанары.