Кастовая система и ее функционированиеИстория / Средневековая Индия / Индусский период средних веков / Кастовая система и ее функционированиеСтраница 7
Важным критерием их статуса была образованность. Благодаря ей на протяжении всей истории, как в индусских, так и в «мусульманских» государствах, они занимали доминирующее положение в администрации.
Не так уж редко в истории Индии брахманы обладали и всей полнотой политической власти. Можно назвать династии Сатаваханов, Вакатаков в древности, Парамаров, Чахаманов, Кадамбов, Гахада-валов и, возможно, Гухилотов в Средние века, стоявших во главе Маратхской конфедерации в ХУШ в., и т. п. Некоторые из них вскоре начинали утверждать, что они кшатрии. Это яркий показатель того, что в средневековом обществе статус брахмана вовсе не всегда считался наивысшим.
Таким образом, брахман, занимающий самое высокое социальное положение только потому, что он брахман, — в значительной степени аберрация, вызванная, во-первых, явным преобладанием так называемой «большой традиции» над малой, т. е. преимущественным восприятием индусского строя через трактаты, а не через изучение социальной практики; во-вторых, смешением критериев индивидуального и группового статуса. Престиж отдельного брахмана может объясняться фактом брахманства. Но брахманская каста занимает высокое положение потому, что ее члены в целом богаче, влиятельнее, образованнее других.
Кастово-ориентированная личность, усваивая господствующие представления об обществе и вырабатывая свои собственные, распределяя касты на лестнице статусов, опирается на некие принципы иерархии, учитывает определенный набор ценностей. Каковы они?
На наш взгляд, они делятся на абсолютные и относительные. Первые абсолютны в том смысле, что принимаются во внимание всегда и во всех случаях влияют на кастовый статус. Вторые относительны, потому что их влияние зависит от абсолютных, — они способствуют повышению статуса при наличии первых.
Перечень абсолютных кастовых ценностей довольно велик. К ним, как нам кажется, можно отнести: землевладение; «независимость» занятия, т. е. работа «на себя», а не «на другого»; власть; образование; богатство.
До некоторой степени они взаимосвязанны, в реальной жизни и в кастовом сознании выступают в комплексе. Тем не менее порядок перечисления в известной мере важен. С ним не все исследователи согласятся. Однако представляется бесспорным, что владению землей придается в индийском контексте огромное значение. Если у касты много земли, она обязательно займет одно из высших мест в иерархии. Даже неприкасаемые, если у них есть своя земля, вроде бы и «не совсем» неприкасаемые — в Андхре, например, их могут обслуживать деревенские прачки, правда, за двойную плату.
Принцип «независимости» занятия тоже связан с землевладением, ибо землевладелец и земледелец-хозяин работают «на себя»; ремесленник, как бы он ни был богат, работает «на других» — по заказу или на рынок — и уже по одному этому не равен земледельцу. Статус брахмана-землевладельца, чиновника или юриста — высок: считается, что он работает «на себя». Брахман-храмовый жрец, т. е. «обслуживающий персонал», стоит гораздо ниже на социальной лестнице, чем тот человек, для которого он совершает обряды.