Кастовая система и ее функционированиеИстория / Средневековая Индия / Индусский период средних веков / Кастовая система и ее функционированиеСтраница 1
Кастовая система служит наиболее яркой отличительной чертой средневекового индийского социального строя. Обычно считается, что она явилась развитием деления древнего индийского общества на четыре варны — брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Такова и традиционная индийская версия: касты (джати, букв, «рождение», «происхождение») возникли в результате браков между представителями разных варн, а затем и межкастовых браков. Иногда древние варны тоже называют «кастами» — португальским словом, утвердившимся в употреблении. Есть и другая точка зрения, что средневековые и современные касты к древним варнам не имеют прямого отношения и возникли совершенно по-иному. В настоящее время исследователи насчитывают среди индусов от 3 до 15 тыс. каст. Разница в подсчетах отражает то, что можно применить разные критерии при определении того, является ли данная группа отдельной кастой или же частью другой, более обширной группы.
Касты составляют систему, во-первых, в том смысле, что они функционально дополняют друг друга, а во-вторых, потому, что каждая из них обладает социальным статусом, занимает более или менее высокое или низкое положение по отношению к другим кастам.
Кастовая система возникла в процессе разделения труда и усложнения социальной стратификации, а также путем включения в нее реальных племен, ассимилированных индуизмом и втянутых в индо-арийское общество. В условиях Индии в касты превращались также любые — профессиональные, конфессиональные — возникавшие социальные группы.
Споры о том, что собой представляет эта система и как функционирует, продолжаются вот уже две сотни лет. Каста многолика и чуть ли не к каждому исследователю поворачивается своей особой стороной.
Истории как таковой у касты нет, она всегда оставалась на задворках официальной жизни и в тени исторических событий. Кастовая принадлежность лиц, упоминающихся в источниках, как правило, неизвестна. Процессы внутри системы, результаты которых нам видны, не отражены в документах и трактатах. Все это делает основным источником по касте — по вопросам, с ней связанным, в том числе даже по вопросу о ее происхождении, — современный статистический, этнографический и социологический материал. Вместе с тем понятно, что, как бы ни был он богат, только из него нельзя сконструировать историю. Выводы о прошлом, полученные путем анализа современных фактов, могут считаться обоснованными лишь в том случае, если они хотя бы отчасти подтверждаются фактами прошлого или, по крайней мере, не противоречат им.
Определений касты существует множество. Если их суммировать, то можно указать на следующие черты этого института. Каста — это социальная группа, характеризуемая:
а) эндогамией (т. е. запретом заключения браков за пределами группы);
б) экстерриториальностью (рассредоточена среди иных таких же групп; впрочем, каждая каста привязана также и к определенной территории);
в) самосознанием (каждый ее член осознает свою принадлежность к ней);
г) особой культурой, выражающейся в специфических обычаях, обрядах, мифологии;