Кастовая система и ее функционированиеИстория / Средневековая Индия / Индусский период средних веков / Кастовая система и ее функционированиеСтраница 5
Итак, в пятых, наиболее распространенное, главное, охватывающее 70—80% населения занятие не являлось в строгом смысле кастовым. В средневековом трактате «Парашарасмрити» впервые сформулировано положение, что дхарма (долг, обязанность, образ жизни) может быть «своя» и «общая». Каждая каста имеет «свою дхарму», но вместе они, кроме того, имеют и «общую». Земледелие включено в эту «общую дхарму». Занятие земледелием приличествует всем кастам — от высших до нечистых, и никого не может осквернить, как никто не может осквернить землю.
Конечно, этот трактат дает представление лишь об одном из направлений индусской мысли. Другое, отражавшее, в частности, влияние джайнизма и связанное с отвращением к физическому труду, характерному для членов высших каст, привело к возникновению в Северной Индии стойкого стереотипа — прикосновение к плугу оскверняет, поскольку последний режет почву и вредит находящимся в ней существам. Впрочем, занятие земледелием в смысле ведения хозяйства сохранило респектабельный статус и для высоких северо-индийских каст.
Множество каст в Индии принято называть « земледельческими ». Однако они не монополизируют земледелие, как монополизируют ремесленные касты ремесло. В неменьшей степени земледельцами являются члены «скотоводческих» каст — гуджары, ахиры, ахары, гоалы и т. п.; к земледелию обращаются и члены остальных каст, вытесненные из традиционных сфер деятельности.
Именно так случилось в ХУШ-Х1Х вв., когда внешний рынок для индийских ткачей сократился, а внутренний был отчасти заполнен британскими товарами. Следствием было массовое разорение ткачей, работавших на рынок, отлив их в деревни, дезурбанизация. Это нанесло экономике сокрушительный удар, но для социальной системы оказалось лишь легкой встряской: каста умела амортизировать подобные удары.
4. Неопределенность иерархии. Иерархия каст, казалось, должна быть четкой, ведь человек рождается в следующий раз в более высокой или более низкой касте в зависимости от того, как он выполнял свой долг в этой жизни. Когда-то считалось, что иерархия каст действительно дана от века, и пандиты (ученые брахманы) точно знают, кто выше, кто ниже. Знают также государи, которые обязаны наводить порядок — ставить на место касту, незаконно возвысившуюся, и возвышать несправедливо оттесненную.
На практике эта система противоречива и запутана. Даже причисление индусов к одной из четырех варн не абсолютно. Есть брахманы и кшатрии, признаваемые таковыми отнюдь не всеми. Есть касты, занимающие по статусу место между шудрами и кшатриями, но явно не принадлежащие к вайшьям (последние сейчас ассоциируются с торговцами и ростовщиками). Касты бесконечно спорят по поводу своего положения.
Путаница начинается тогда, когда хочется свести воедино все принципы иерархии и учесть все ее модели — книжные и изустные, общеиндийские и локальные. Считается, например, непререкаемым, что к высшему ритуальному рангу в кастовой системе принадлежат брахманы. Это теория. На практике же в джатских, скажем, деревнях, т. е. там, где земля принадлежит касте джатов, брахманы в общественном мнении оттесняются на второе, а то и на третье место.