Кастовая система и ее функционированиеИстория / Средневековая Индия / Индусский период средних веков / Кастовая система и ее функционированиеСтраница 6
Такого рода «несообразности» с точки зрения «большой традиции» исследователи нередко объясняют расщеплением ритуального и социального статусов. Они полагают, что некогда социальное положение соответствовало экономическому, с одной стороны, и ритуальному — с другой, теперь же социальный статус стал обусловливаться экономическим фактором (понижаться, если каста беднеет, повышаться, если она богатеет), а ритуальный статус остался прежним.
Чем же определяется незыблемость последнего? Ответ обычно сводится к тому, что ритуальный статус — это традиционно признанное за кастой место в идеальной иерархии. Иными словами, речь идет либо о брахманской теории, соотношение которой с реальностью требует дополнительного изучения, либо перед нами просто представление самого исследователя об «изначальной» иерархии, представление, источники которого тоже неясны.
«Естественная», т. е. ритуальная, иерархия каст, разумеется, не связывалась в кастовом сознании с экономическим или политическим неравенством. Молчаливо признавалось или даже провозглашалось, что брахманы возвышаются над всеми, потому что они наиболее чистые и благородные, а значит, и мудрые. Кшатрии рождены для власти и потому имеют ее. Распределение земли, власти, богатства среди каст, всегда бывшее и до сих пор остающееся весьма красноречивым — чем выше каста, тем большими материальными благами она обладает, — воспринималось как результат распределения людей по ступеням добродетели и благородства, а не наоборот.
Помимо этого, в кастовой системе множество статусных различий, не объяснимых с точки зрения здравого смысла и получающих ритуальное, иррациональное объяснение.
Наиболее ярким доказательством структурообразующей роли ритуала считалось положение брахманов. Брахман традиционно предстает бедняком, перед которым склоняются цари, жаждущие его совета. Независимость статуса брахмана от его материального положения стала наиболее навязчивой темой всех рассуждений об индийском традиционном строе.
Однако в жизни бедный брахман встречался редко. Вспомним, что одной из «обязанностей» его было принимать дары. Кшатрию же положено быть щедрым. Дар брахману — одно из основных деяний царя, акт, подтверждающий его царскую природу. Брахман не примет дара от царя-некшатрия, от царя, нарушающего священные законы (Ману IV. 84, 87). Значит, прием дара служит актом легитимации правителя, делает его законным. На Севере Индии в Средние века особенно много стало брахманов-землевладельцев: сменявшие друг друга династии раджпутов раздавали земли, «зарабатывая» себе кшатрийский статус (об этом будет подробнее рассказано ниже). На Юге между правившими династиями и брахманами сложились подобные же отношения, брахманское землевладение тоже получило известное распространение. Однако кшатрийского статуса в итоге южно-индийские правители не добились. Об этом тоже поговорим позже.
Средние века не дают, конечно, статистических материалов, но если бы они были, мы убедились бы, что по площади земли в собственности брахманы немногим уступали кшатриям.