Кастовая система и ее функционированиеИстория / Средневековая Индия / Индусский период средних веков / Кастовая система и ее функционированиеСтраница 2
д) признанным кругом традиционных занятий;
е) иерархической системой, образующейся с другими подобными группами;
ж) ограниченным общением с этими группами.
Среди перечисленных черт две сближают касту с племенем: эндогамность и некоторая специфичность культуры. Остальные черты отличают его от племени (этноса): экстерриториальность, проживание обязательно вперемешку с другими кастами; связь с традиционным занятием; вхождение в иерархическую систему. Само это перечисление позволяет высказать предположение и о происхождении касты — она могла возникнуть исключительно в обществе, переживавшем процесс социальной стратификации, но в условиях сохранения племенного сознания.
Кастовая система просуществовала так долго потому, что она представляет собой идеальный сплав жесткости и гибкости — примиряет принципиально различное, соединяет несоединимое, игнорирует то, чего ей не хочется замечать. В борьбе за выживание она использует ряд принципов.
1. Презумпция неизменности. Кастовая система находится в движении, появляются новые касты, исчезают старые (сейчас уже нет 204 джати, упомянутых в «Законах Ману», зато есть 3 ООО других); социальный статус их понижается или повышается; отдельные низшие касты принимают в свой состав новых членов, сопровождая прием соответствующим обрядом. И все же в каждый данный момент каста считается неизменной: в нее нельзя вступить, членом ее можно только родиться, она вечна. Как все это совмещается — одна из загадок «индусского образа мышления», для которого характерна специфическая «кастовая память»: то, что отдаляется на два поколения, оказывается в «незапамятных временах». Такая особенность мышления, видимо, в равной степени объясняет и «презумпцию неизменности» касты, и отсутствие у индусов хроник, писаной истории, о чем уже говорилось.
2. Принцип необходимости. Кастовые предписания ограничивают общение между людьми, членами разных каст. Разработана система правил, определяющих, кто кого и каким образом «оскверняет». Объем запретов, табу растет снизу вверх: он тем больше, чем выше положение касты. Не менее детально разработана и система обрядов очищения от ритуальной «нечистоты», так что на практике кастовая связанность человека увеличивается сверху вниз. Нельзя есть говядину, а для ряда каст и животную пищу вообще. Нельзя совершать трапезу с представителями других каст, особенно более низких. Нельзя принимать пищу, в первую очередь воду, из рук членов таких-то и таких-то каст. Нельзя допустить, чтобы к тебе прикасались представители «нечистых» каст. И тому подобное. Однако при ближайшем рассмотрении эти «нельзя» очень относительны. Нельзя, конечно, но если нет выбора, то допустимо. Грех — это желание недозволенного, а не вынужденное, без умысла, нарушение правила.
Этот великий принцип необходимости допускает значительную свободу в выборе профессий при сохранении представления о единой кастовой профессии, позволяет общаться людям, которым общаться запрещено, позволяет обойти любое кастовое правило, даже правило эндогамии.