Кастовая система и ее функционированиеИстория / Средневековая Индия / Индусский период средних веков / Кастовая система и ее функционированиеСтраница 3
В кастовых предписаниях давно сделано исключение для зерна: предполагается, что оно вообще не может осквернить кого бы то ни было. Не будь этого исключения, высшие касты испытывали бы немалые трудности, ведь значительная часть зерна производится «нечистыми» неприкасаемыми. Не оскверняют также сладости — предмет первой необходимости для состоятельного индийца. После прихода англичан «неоскверняющими» стали медикаменты, лед, содовая вода. Последние молчаливо признаны «неводой». Действия кастовых правил не распространяются на автобус, поезд, кафе, парламент, где следовать традиционным предписаниям невозможно или нежелательно. Но все такого рода исключения, сужая область применения кастовых правил, не подрывают их основы. Происходит, как выражаются социологи, «компартментализация» кастового и некастового поведения. Иными словами, принцип необходимости позволяет касте существовать и тогда, когда для ее существования, казалось бы, нет никаких условий.
3. «Единая дхарма» всех каст. У каждой касты есть своя профессия — это одна из догм, которую принимают как члены кастового общества, так и многие исследователи. Составитель «Законов Ману», считавший, что многочисленные джати возникли в результате смешанных браков членов разных варн, и, значит, отнюдь не выдвигавший разделение труда в качестве главного фактора в данном процессе, тем не менее приписывает каждой джати особое занятие. Разумеется, гораздо большее значение придают профессии в качестве определителя кастовой структуры те исследователи, которые в разделении труда усматривают основной ее смысл. Они считают, что каста сохраняется потому, что позволяет из поколения в поколение совершенствоваться в своей профессии.
Безусловно, связь касты с родом деятельности прослеживается. Характер работы — настолько важная часть образа жизни человека, что каста не может быть равнодушна к ней. Но связь эта диалектична и, с нашей обычной точки зрения, причудлива. Во-первых, профессия, или занятие, понимается особым образом. Кастовая профессия бывает и шире и уже нашего представления о близости тех или иных видов труда. Например, в обязанности цирюльника в индийской деревне обязательно входит сватовство, устройство свадеб. Ткачество не рассматривается как единое занятие: разные ткани вырабатывают члены разных каст. То же относится к горшечникам — в зависимости от сорта глины, формы изготовляемой посуды, наличия или отсутствия гончарного круга они составляют разные касты, помещающиеся на различных ступенях иерархической лестницы.
Специфические представления о сходстве родов деятельности вносят дополнительные сложности в вопрос сочетания каст и профессий. Хотя во многих районах есть самостоятельные касты плотников (сутар) и кузнецов (лохар), плотничье и кузнечное дело не считаются разными профессиями с кастовой точки зрения. Нередко в деревне есть либо один плотник, который также и кует, или же кузнец, который работает и по дереву. Но наи (цирюльнику) нельзя заниматься кузнечным ремеслом: это поведет к потере статуса. Очень близкими считаются занятия горшечника (кумхара) и портного (дарзи). Людям из этих каст разрешено заниматься либо тем, либо другим.