Индия в Магадхско-Маурийскую эпохуКультура и общество / Культура Индии в рассказах / Древняя Индия. История и культура / Индия в Магадхско-Маурийскую эпохуСтраница 11
Сходную эволюцию претерпела и сабха — в прошлом широкое по составу собрание знати и представителей народа, выполнявшее очень важные политические функции. К эпохе Маурьев состав сабхи становится значительно уже, она тоже приобретает характер царского совета — раджасабхи. Правда, по сравнению с паришадом раджа-сабха была более представительным органом. В нее могли входить и некоторые представители городского и сельского населения. В ряде случаев царю приходилось обращаться за поддержкой к рад-жа-сабхе. Из источников известно, например, о выступлении Ашоки перед членами раджа-сабхи. В грамматическом труде Патанджали (II в. до н. э.) упоминается о сабхе при Чан-драгупте.
Данные источников об определенном влиянии паришада и раджа-сабхи в системе государственной власти маурий-ской эпохи представляют большой интерес. Они показывают, что даже в периоды особенного усиления монархической власти сохранялись институты и традиции древней политической организации, которые определенным образом ограничивали власть царя.
Сбор налогов Сбор налогов считался одной из важнейших функций царя, и поэтому источники подробно излагают принципы и организацию системы налогообложения. В различных политических трактатах многократно подчеркивалось, что казна составляет основу сильной власти, и царю рекомендовалось постоянно следить за ней. Доля собираемых налогов была весьма велика, но в текстах все время проводится идея о том, что царь собирает налоги ради защиты самих подданных, что это своего рода небольшая награда ему за заботу о населении страны. К периоду Маурьев старая система налогообложения претерпела значительные изменения. Прежние, часто добровольные подношения царю приняли форму обязательных и строго фиксированных налогов. Основным видом налога был бхага — доля царя, обычно составлявшая 1/6 сельскохозяйственной продукции. Царь по своему желанию мог уменьшить эту долю или вообще освободить кого-то от налога, но это бывало очень редко и лишь в особых случаях. Царь даже назывался «шад-бхагин», т. е. «получающий шестую долю». Некоторые области с особо хорошей почвой, где выпадали обильные осадки, могли облагаться значительно более высокими налогами — до 1/4 и даже 1/3 урожая. Доля царя могла быть увеличена и при финансовых затруднениях в государстве.
В этой связи интерес представляет не совсем обычное сообщение Патанджали о том, что маурийские цари, «стремясь получить золото, установили изображения». Можно предполагать, что речь идет об изображениях богов, которые были выставлены в специальных местах, а получаемые от этого сборы шли в казну. Не исключено, что Маурьи просто забрали из некоторых храмов статуи богов: согласно «Артхашастре», в период финансовых затруднений царю разрешалось забирать в свою казну имущество храмов.