Индоарии и цивилизация в долине ГангаКультура и общество / Культура Индии в рассказах / Древняя Индия. История и культура / Индоарии и цивилизация в долине ГангаСтраница 8
По другой легенде, люди сами избрали царя, чтобы он защитил их. Независимо от объяснения причин возникновения власти царя и государства весьма показателен сам факт признания древними индийцами необходимости появления государственной власти.
Судя по ранневедийским текстам, первоначально правитель — раджа выбирался народом, очевидно, собиравшимся для этого на особое собрание. В «Ригведе» и «Атхарваведе» имеются гимны, посвященные избранию правителя. «Народ избирает тебя, чтобы править» — говорится в одном из гимнов «Атхарваведы». Здесь, как и в сходных гимнах «Ригведы», народ определяется термином «виш». Одной из главных функций царя считалась охрана подданных, т. е. он должен был выступать как защитник народа.
Поскольку образование государства — процесс продолжительный, в течение долгого времени еще сохранялись пережитки старой политической организации. Большую роль продолжали играть народные собрания, особенно сабха и самити, оказывавшие влияние при назначении царя. Постепенно из собрания соплеменников они становились собранием знати, приближенных царя. (Впоследствии под сабхой понимался зал для собраний, где проходили споры и даже игры; сабха была также и судебным органом.) Уменьшение роли сабхи и самити было связано с усилением власти царя. Появляются органы государственной власти, постоянные государственные должности. Народ облагается налогами.
Так, бали, который раньше являлся добровольным подношением вождю племени или даром богу, превратился в обязательный и строго фиксируемый налог, уплачиваемый царю через специальных чиновников.
Племенная дружина постепенно перерастала в постоянное войско во главе с начальником (сенани, сенапати). Во время битвы царь и профессиональные воины (кшатрии) сражались на колесницах, свободные общинники — в пешем строю.
В ведийских источниках подробно описываются специальные церемонии избрания царя (раджасуя), личности которого придавалось божественное освящение. Все большее значение приобретает царский жрец (пурохита), который являлся также астрологом и советником царя. Немалый интерес представляет перечисление лиц, участвовавших в церемонии и называвшихся «делателями царя». Среди них упомянуты, например, грамани, что свидетельствует о сохранении влияния местных деревенских органов в центральном управлении. Постепенно практика избрания заменяется принципом наследования, и власть, как правило, переходит от отца к сыну. Так из ранневедийских ган возникают государственные образования, обычно небольшие по территории. В зависимости от целого ряда условий они могли принимать форму монархий или республик. Еще долгое время сохранялись архаические институты, черты первобытно-общинной организации, особенно на периферии.
Наряду с джати в древнеиндийском обществе существовали варны — сословия, очень древний институт, возникший еще в доклассовом обществе, а затем получивший закрепление и освящение в классовом обществе. Постепенно сословия — варны (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры) все больше становились замкнутыми и напоминали по своей форме касты, что и привело к частому обозначению варн поздним термином «каста».
Проблема происхождения варн весьма сложна, но появление закономерно связывать с разложением первобытно-общинного строя и развитием общественного и имущественного неравенств Определенную роль в процессе возникновения специфической формы организации в древней Индии могли сыграть и особые условия социальной организации местных племен, с которыми вступали в контакт индоарии по мере их расселения по Северной Индии.