Индоарии и цивилизация в долине ГангаКультура и общество / Культура Индии в рассказах / Древняя Индия. История и культура / Индоарии и цивилизация в долине ГангаСтраница 7
Появление рабства явилось ярким показателем развития имущественного и общественного неравенства. Рабами (даса) вначале становились военнопленные (недаром вначале «дасью» и «даса» значили враг), но затем в рабскую зависимость стали попадать члены того же коллектива. Некоторые ученые ошибочно полагают, что под «даса» понимались рабы, в этническом отношении отличные от индоариев, т. е. появление рабства ими объясняется не социальными причинами, а расовыми различиями, хотя, конечно, среди рабов — «даса» могли быть и представители местных племен. В «Атхарваведе» имеются интересные данные об использовании труда рабынь при обмолоте зерна. В ведийских источниках, даже в «Ригведе», упоминается о большом числе рабов (иногда говорится о сотнях, даже тысячах рабов у отдельных лиц), но насколько эти цифры соответствуют действительности, сказать трудно. Логичнее предположить, что здесь мы имеем дело с явным преувеличением, хотя сам факт развития рабства в ведийскую эпоху не вызывает никакого сомнения.
Рабство той эпохи (особенно рабство периода «Ригведы») следует характеризовать в целом как неразвитое, патриархальное, так как ведийское общество стояло еще на уровне родоплеменной организации.
Политическая Дать характеристику политической организация организации ведийских племен — задача довольно сложная. Объясняется это не только скудностью имеющегося в распоряжении ученых материала, но и тем, что племена эпохи «Ригведы» и поздневедийские племена значительно отличались друг от друга как по своей политической организации, так и по уровню общественного развития в целом.
Необходимо, однако, учитывать процесс развития ведийских племен, занявший несколько столетий и отмеченный важными изменениями в их хозяйственном укладе, в социальной и политической структуре. Если в ранневедийский период племена находились на стадии родоплеменных отношений, то в поздневедийский и особенно эпический период появляются классовое общество и государство.
Ведийские племена жили ганами, которые первоначально представляли собой родоплеменные коллективы, а затем — объединения уже классового характера. В гимнах «Ригведы» содержатся своего рода предания о прошлом, когда индоарии жили едиными, сплоченными коллективами, совместно трудились, вместе приносили жертвы богам, поровну распределяли плоды своего труда. Во главе этих стояли ганапати.
В ведийских текстах есть прямые указания на то, что женщины не имели права присутствовать на заседаниях ганы и, очевидно, вообще не имели никаких политических прав. Все вопросы внутренней жизни и управления решались полноправными общинниками на собраниях племенных коллективов — видатхе, сабхе, самити.
Среди ученых нет единодушия в трактовке этих терминов, так как данные источников о характере собраний часто противоречивы. Видатха, по всей вероятности, была наиболее древним институтом, своего рода сходкой членов племенных старейшин, в отличие от самити на ней обсуждались в основном политические дела. Самити было, очевидно, более широким, чем сабха, собранием, но каковы были его функции, сказать трудно.
Население объединялось в деревни (грамы), которые состояли из больших патриархальных семей. Родовые связи были еще очень сильны, и влияние рода (готры) сказывалось во всех областях жизни. Деревни тоже имели собственное управление. Постепенно племенные коллективы расслаивались, появлялось имущественное и социальное неравенство, органы племенного управления перерастали в органы государственной власти, менялось положение ганапати, который из племенного вождя становился правителем государственного объединения.
Большой интерес представляют древние индийские легенды о зарождении царской власти. Согласно одной из них, вначале царя не было, все люди были равны и строго следовали нормам морали. Затем многие из них погрязли в удовольствиях, начала нарушать порядок, сильные стали пожирать слабых. Тогда главный бог Брахма создал власть царя и науку о наказании.