Индоарии и цивилизация в долине ГангаКультура и общество / Культура Индии в рассказах / Древняя Индия. История и культура / Индоарии и цивилизация в долине ГангаСтраница 9
Военная знать составила варну кшатриев, жрецы — брахманов, свободные общинники образовывали варну вайшьев, затем оформилась варна шудр, занимавших самое низкое положение в социальной иерархии. Варны возникали еще в до-ведийскую эпоху. Известно, что в древнем Иране существовали социальные группы — пиштры (как и варна, термин означает «цвет»), которые можно сопоставить с индийскими варнами брахманов, кшатриев, вайшьев. Это говорит, очевидно, о появлении тройственного сословного деления общества в индоиранский период, а некоторые данные позволяют предполагать возможное его существование еще раньше.
В поздневедийской литературе этот сюжет часто повторяется, но рождение варн связывается уже с главным богом Брахмой. Появление варн и их положение освящались жрецами-брахманами, которые старались обосновать превосходство брахманского сословия и придать божественный характер своему положению. Не удивительно, что почти во всех ведийских текстах брахманы стоят первыми в списке варн. Брахманы рьяно защищали свои привилегии в культе, свои права на совершение священных церемоний и знание текстов. В действительности же реальная власть находилась в руках военного сословия — кшатриев.
Как правило, царями становились представители кшатрийской варны, кшатрии стояли во главе государственного управления, они же контролировали такой важный инструмент власти, как армия, и занимали важнейшие военные посты. Уже в поздневедийских сочинениях имеются некоторые данные о соперничестве кшатриев и брахманов, а в эпосе эта борьба описывается довольно подробно.
Несмотря на различия в положении, брахманы и кшатрии составляли привилегированную и богатую группу, жившую за счет трудящегося и зависимого населения.
Самой многочисленной была варна вайшьев, куда входили свободные общинники, земледельцы и торговцы. Вайшьи являлись основным податным сословием В ведийскую эпоху вайшьи еще сохраняли некоторые политические права и даже участвовали в решении государственных дел.
Три высшие варны считались «дваждырожденными», их представители имели право на посвящение (упанаяна); шудры же рассматривались как «единождырожденные» и были лишены этого права. Поэтому шудрам запрещалось участвовать в культе, изучать священные тексты. Шудрами, как правило, были бедные, экономически зависимые люди, низшие разряды ремесленников, обслуживающий персонал. Хотя шудры не являлись рабами, естественно, что именно они в любой момент могли лопасть в рабскую зависимость. Представители высших сословий стремились превратить варны в замкнутый наследственный институт, препятствовали смешению с представителями шудр и переходу последних в разряд «дваждырожденных».
Поскольку в ранних частях «Ригведы» нет упоминаний о шудрах, это дало некоторым ученым основание рассматривать их как аборигенов, покоренных ариями. Так появилась точка зрения о превосходстве арийцев, чистоте их расы, о подавлении арийцами цветных аборигенов, которых превратили в шудр. Защитники этой теории исходили из того, что одно из значений слова «варна» — цвет. Однако следует иметь в виду, что это значение никак не связано с цветом кожи. В древней Индии, как и в древнем Иране, существовала цветовая символика: с каждой варной ассоциировался определенный цвет.