Индоарии и цивилизация в долине ГангаКультура и общество / Культура Индии в рассказах / Древняя Индия. История и культура / Индоарии и цивилизация в долине ГангаСтраница 3
В последние годы в Пенджабе и Хариане были открыты поселения, где культура «серой расписной керамики» непосредственно залегала над позднехараппской культурой и сосуществовала с ней. В данном районе хараппская культура просуществовала вплоть до проникновения индоарийских племен.
Благодаря новым раскопкам можно более определенно говорить о материальной культуре создателей культуры «серой расписной керамики». На первом этапе (в Пенджабе, на севере Харианы) ведийские племена пользовались медными орудиями и лишь позднее, продвигаясь на юг и восток, стали использовать железо (примерно в IX—VIII вв. до н. э.).
Расселение индоведийских текстов и материалы ариев и местные археологии позволяют в общих культуры чертах проследить продвижение индоарийских племен на восток и освоение ими областей Гангской долины. Это был продолжительный процесс, занявший несколько столетий. В тот период происходили военные столкновения с местными племенами, между собой враждовали и индоарийские племена.
Судя по гимнам «Ригведы», можно установить район обитания древних индоарийских племен. Главной и священной рекой считалась Сарасвати, наряду с которой были известны Инд (Синдху), Гумал и некоторые реки Пенджаба. Название реки Ганг встречается в «Ригведе» лишь один раз (в ее поздней, десятой части — мандале). Интересны данные о географических познаниях ригведийских племен: им хорошо были известны Гималаи, но, очевидно, они еще не знали о горах Виндхья, так как в гимнах о них не упоминается. В более поздних ведийских сборниках уже многократно говорится о различных областях Восточной Индии.
Продвижение по местам, покрытым густыми лесами, было далеко не легким предприятием. Индоариям приходилось расчищать лесные массивы, часто прибегать к естественному в то время выжиганию лесов. Интересная легенда сохранилась в «Шатапатха-брахмане». В ней повествуется о боге огня Агни, выжигающем земли между р. Сарасвати и р. Саданира (очевидно, р. Гандак, в Западном Бихаре), и правителе по имени Видегха-Мадхава, который двигался на восток вместе со спасительным огнем. Согласно легенде, правителю и его подданным удалось занять пригодные для обитания земли даже к востоку от р. Саданира. Этот ведийский рассказ намечает возможное направление движения индоариев и позволяет рассматривать район Видехи (северная часть современного Бихара) как восточную границу расселения ведийских племен в эпоху Брахман.
Конечно, расселение индоариев в разных районах проходило неодинаково, по-разному протекало и их взаимодействие с местными племенами. Судя по лингвистическим и археологическим материалам, в Пенджабе индоарии вступали во взаимодействие преимущественно с дравидийскими племенами. Поскольку в ряде районов еще сохранялись определенные традиции очень высокой в прошлом культуры, индоарии вступали в тесный контакт с местным населением. В некоторых областях Восточного Пенджаба арии, не встретив серьезного сопротивления местных племен, быстро продвинулись на юг и восток, заселяя новые территории. Это отразилось и на языке ведийских племен. Лингвистический анализ «Ригведы» и других ведийских сборников — Самхит показал, что дравидийские языки оказали заметное влияние на индоарийские, хотя их взаимодействие было недолгим.
По-другому сложилось взаимодействие индоариев с мунд-скими племенами — населением восточных районов страны. Ассимиляция в долине Ганга проходила не так интенсивно: ведийские племена уже стояли на более высокой стадии развития, были более «индианизированы» (близко познакомились с традициями и культурой местных индийских народов и восприняли ее). Многие мундские племена были оттеснены ведийскими племенами в лесные районы, и контакты индоариев с ними хотя и не были тесными, но довольно продолжительными. Поэтому влияние мундских языков (мундского субстрата) менее отчетливо выражено в ведийском санскрите.
Сходная картина вырисовывается и из данных археологии. В некоторых поселениях «серая расписная керамика», которую многие ученые связывают с ведийскими племенами, залегает над слоем с черно-красной керамикой, характерной для энеолитической культуры племен Центральной и Западной Индии (по-видимому, дравидоязычных). Новые раскопки в Пенджабе и Хариане, как уже отмечалось, выявили непосредственное взаимодействие культуры «серой расписной керамики» с позднехараппской культурой, создатели которой, очевидно, принадлежали к дравидоязычным племенам. На ряде других поселений культура «серой расписной керамики» наследует культуру «медных кладов», принадлежащую, по всей вероятности, древнемундским племенам Восточной Индии. В то же время археологи вскрыли значительное число поселений, где не прослеживается связь культуры «серой расписной керамики» с предшествующими культурами.