Индоарии и цивилизация в долине ГангаКультура и общество / Культура Индии в рассказах / Древняя Индия. История и культура / Индоарии и цивилизация в долине ГангаСтраница 2
К сожалению, до сих пор нет ответа на вопрос, в какой области Индии впервые появились индоарии. На основании письменных текстов самих индоариев можно сделать вывод, что они обитали в областях Восточного Пенджаба и в верховьях Джамны и Ганга. Это показывает, что индоарийские племена не были территориально связаны с главными городами Хараппской цивилизации, а данные хронологии свидетельствуют и о значительном временном разрыве между упадком центров на Инде и приходом индоариев в Индию. Закат хараппских центров в Синде произошел на несколько веков раньше проникновения в Индию индоариев.
«Ригведа» Древнейший письменный памятник ини данные доариев — «Ригведу», по мнению больархеологии шияства современных ученых, следует датировать XI—X вв. до н. э. (имеется в виду оформление гимнов в единый сборник). Несколькими столетиями позднее, т. е. VIII—VI вв. до н. э., датируются последующие тексты ведийской традиции — поздние Самхи-ты, Араньяки, Брахманы.
В последние годы появились интересные археологические материалы, которые позволяют связывать с индоария-ми ведийской эпохи конкретную археологическую культуру. Индийские археологи (Б. Б. Лал, Б. К. Тхапар, Р. С. Гаур, Дж. П. Джоши) открыли культуру «серой расписной керамики», которая, как показали исследования, была распространена в Пенджабе, в верховьях Джамны и Ганга и в долинах этих рек (включая район современного Аллахабада), а также в Северо-Восточном Раджастхане, т. е. в целом охватывала области расселения индоарийских племен в ранневедийский период. Анализ географических данных «Ригведы» позволяет наметить область оформления гимнов «Ригведы» — северо-восточные районы Пенджаба; некоторые авторы называют даже более точные границы — район Амбалы. Судя по раскопкам в Антранжикхере, нижняя граница культуры «серой расписной керамики» относится примерно к XII—XI вв. до н. э., что также совпадает по времени с датировкой «Ригведы». Это давало ученым основание считать, что индоарийские племена эпохи сложения «Ригведы» были связаны с культурой «серой расписной керамики».
Карбонный анализ, проведенный в последние годы на других памятниках (Хастинапура, Нох), относит нижнюю границу культуры «серой расписной керамики» к IX—VIII вв. до н. э.
(работы Д. П. Агравала), что «омолаживает» время появления этой культуры в верховьях Джамно-Гангского двуречья. Показательны в этой связи попытки некоторых ученых сопоставить предметы материальной культуры из раскопок культуры «серой расписной керамики» со свидетельствами по-здневедийских текстов, т. е. соотнести упомянутую культуру с поздневедийскими племенами — индоариями первой половины первого тысячелетия до нашей эры.
В настоящее время можно говорить о нескольких этапах культуры «серой расписной керамики» и связывать их условно с ведийскими племенами, которые первоначально находились в Восточном Пенджабе, в верховьях Джамны и Ганга, а затем продвинулись в более южные районы.
Большой интерес в этой связи представляют новые раскопки итальянских и пакистанских археологов в Свате, где были открыты могильники, датируемые примерно IX—VIII вв. до н. э. В погребениях встречается серая и красная керамика, имеющая, по мнению некоторых ученых, определенные аналогии с серой расписной керамикой; изредка находят и железо. Можно предполагать, что погребения в Свате принадлежат одной из групп индоарийских племен, проникших в Индию в конце второго тысячелетия до нашей эры.