Индоарии и цивилизация в долине Ганга
Культура и общество / Культура Индии в рассказах / Древняя Индия. История и культура / Индоарии и цивилизация в долине Ганга
Страница 6

Средствами передвижения населения являлись повозки, запряженные волами, и колесницы, запряженные лошадьми.

Ведийские племена жили в небольших укрепленных поселениях, которые, как показывают археологические раскопки в долине Ганга, мало чем напоминали крупные города Хараппской цивилизации. Очевидно, города, о которых упоминают еще гимны «Ригведы», представляли собой скорее сельские центры, состоящие из небольших деревянных, глинобитных и каменных построек и укрепленные земляными валами. Такие укрепления были, вероятно, весьма непрочными: ведь недаром в гимнах часто упоминается о захвате и разрушении этих «пур». Раскопки индийских ученых в Каушамби показали, что некоторые традиции хараппских городов могли быть известны ведийским племенам Восточной Индии, но они не оказали решающего воздействия на их строительное искусство. (Некоторые индийские археологи отрицают знакомство ведийских племен со строительством периода Хараппской цивилизации, датируя укрепления в Каушамби более поздним временем. Однако навыки монументальной архитектуры индоарии, очевидно, заимствовали у местного населения.) Судя по раскопкам, рост городов в долине Ганга сопровождался развитием ремесел. В текстах упоминаются различные ремесленники — кузнецы, ткачи, плотники, ювелиры, оружейники и т. д. Наиболее почитаемым было искусство плотников и кузнецов, которые изготовляли земледельческие орудия, военное оружие, строили жилища. В это время развивается как внутренняя торговля между отдельными племенами, так и внешняя. Возможно, последняя осуществлялась морем. В гимнах говорится, например, о судах в океане, имевших сто весел, а также о сокровищах океана, хотя, насколько эти свидетельства соответствовали действительности, сказать трудно. Не исключено, что суда применялись и для передвижения по рекам. Постепенно складываются особые группы профессиональных торговцев.

Имущественное 6 ведийском обществе уже наблюдаи социальное лось имущественное неравенство. Нанеравенство ряду с богатой верхушкой, владевшей значительным количеством скота, существовали бедняки. В «Ригведе» говорится о клеймении скота, что, очевидно, вызывалось необходимостью указать, кому он принадлежит. В текстах не раз упоминается о богачах, об их пышных жертвоприношениях и щедрых дарах и о скромных подношениях простых селян.

В ведийских сочинениях (особенно поздневедийского периода) появляются данные о дарении и купле земли, хотя право собственника было в значительной степени ограничено «волей племени».

Обрабатываемые участки поступали во владение частных лиц, что создавало условия для дальнейшего развития имущественного и социального неравенства. Возникали вопросы наследования земли, споры из-за земли между отдельными лицами и племенами. Постепенно некоторые члены коллектива богатели, становились привилегированным сословием в некогда единой общине, владели даже рабами, а разорявшиеся общинники утрачивали независимость и превращались в зависимых соплеменников.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11