История изучения древней ИндииКультура и общество / Культура Индии в рассказах / Древняя Индия. История и культура / История изучения древней ИндииСтраница 7
Главное место среди грамматических трактатов несомненно принадлежит труду Панини «Аштадхьяи» («Восьми-книжие»). Мнения о датировке труда и времени жизни великого ученого высказывались разные. Наиболее правильной представляется точка зрения, по которой этот труд был создан в V—IV вв. до н. э.
Известную ценность для историка древней Индии представляют свидетельства художественной литературы, но они требуют тщательного отбора и критического анализа: ведь в войсках сюжета авторы часто обращались к мифологии, а при описании действительных событий не стремились к точности. Из ранних авторов нужно указать на Ашвагхошу — писателя и буддийского ученого, согласно традиции, современника жушанского царя Канишки.
Расцвет индийской классической литературы на санскрите обычно связывают с эпохой Гупт, и в первую очередь с именем выдающегося писателя Калидасы. Поскольку в его творчестве нашли отражения идеи, получившие распространение в тот период, его произведения привлекают внимание историков.
Ко времени Гупт, видимо, относится и оформление санскритского сборника древнеиндийских басен, притч, рассказов — «Панчатантра», складывавшегося на протяжении длительного периода и создававшегося как руководство для правителей. Здесь дается описание повседневной жизни различных групп населения — царей и сановников, купцов и ремесленников, земледельцев и слуг.
Первые сведения античных авторов «Северо-Западной Индии и населявших ее народах собрал в VI в. до н. э. кариец Скилак, совершивший плавание вниз по Инду. К сожалению, описание этой экспедиции до нас не дошло, но оно частично сохранилось в трудах более поздних Писателей, в том числе Геродота (V в. до н. э.), который Привлек и другие данные об Индии.
Поход Александра Македонского дал возможность грекам непосредственно познакомиться с жизнью индийцев и их культурой. Участники похода — Неарх, Аристобул, Оне-сикрит и другие посвятили Индии и событиям, очевидцами коих они были, произведения, к сожалению, известные нам во фрагментах и только по сочинениям более позднего периода.
Особое место занимает «Индика» — труд Мегасфена, селевкидского посла при дворе индийского царя Чандрагупты. Современный исследователь не располагает ее текстом, но отдельные отрывки представленны в произведениях Арриана, Страбона, Диодора и др. Реконструкция первоначального текста «Индики» затруднена невозможностью точно соотнести ряд фрагментов с трудом Мегасфена: античные писатели, используя тексты предшествующих авторов, не всегда называли их.