История изучения древней Индии
Культура и общество / Культура Индии в рассказах / Древняя Индия. История и культура / История изучения древней Индии
Страница 5

Дхармасутры по содержанию шире, чем грихьясутры, и включают в себя предписания, затрагивающие домашние обряды и правила семейной жизни, регулируют социальную жизнь человека, касаются положения различных групп населения, их взаимоотношений с государством и т. д. Ученые относят эти собрания ко второй половине I тысячелетия до нашей эры, чаще всего к вв. до н. э., но и в последнем случае принятые даты весьма условны.

На основе сутр постепенно возникла обширная литература шастр. Это — научные и политические сочинения, а также сборники наставлений этического и этико-правового характера — дхармашастры. Брахманская доктрина, отраженная в них, нередко находит прямые аналогии с идейным содержанием сутр, но материал первых более систематизирован я отличается стройностью изложения. Для лучшего запоминания они нередко писались стихами (шлоками). В шастрах представленны многие традиционные концепции, и потому предлагаемые даты составления конкретного сочинения еще яе служат показателем синхронности зафиксированных в нем данных.

Традиция называет разное число сборников дхармашастр — 18,19, 21, иногда 36 или 57 и т. д. Они заметно различаются по f размеру и времени составления. Самые известные из них — «Манавадхариашастра», «Яджнавалкья-смрити» и «Нарадасмрити».

Среди источников по истории и культуре древней Индии особняком стоит «Артхашастра». С момента находки рукописи индийским ученым Р. Шамашастри в начале XX в. и до тиастоящего времени этот памятник неизменно привлекает внимание исследователей.

Такой интерес к трктату объясняется исключительным сведений о жизни древнеиндийского общества — государственном устройстве, методах управления, политике царя, системе судопроизводства, некоторых аспектах экономики, культуры и т. д. Данные «Артхашаетры» очень часто ис-иользуются при изучении эпохи Маурьев (IV—II вв. до н. э.), ибо составление ее приписывают Каутилье, или Чанакье, — традиции, советнику царя Чандрагупты (вопрос об идентификации Каутильи и Чанакьи дискутируются в научной итературе и пока не получил однозначного решения). Европейские и некоторые индийские исследователи относят тракт к самому началу или первым векам нашей эры.

Наряду с данными поздневедийской литературы существенным источником для исследования Индии I тысячелетия до нашей эры служат материалы двух эпических поэм — «Махабхараты» и «Рамаяны», до сих пор почитаемых и любимых индийским народом. Это огромные по размерам произведения, разнообразные по содержанию, неоднородные по составу. Особенно велика по размерам «Махабхарата» (примерно 85 тыс. шлок): в 8 раз превышает «Одиссею» и «Илиаду», вместе взятые. Создавалась, складывалась и редактировалась она на протяжении длительного времени. Оформление основного сюжета происходило в середине I тысячелетия до нашей эры (отдельные части, вероятно, более ранние), а письменная фиксация поэмы относится уже к первой половине I тысячелетия н. э.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9