История изучения древней ИндииКультура и общество / Культура Индии в рассказах / Древняя Индия. История и культура / История изучения древней ИндииСтраница 1
Древняя Индия История и культура История изучения Уже в глубочайшей древности Индия древней Индии установила культурные и торговые связи со многими весьма отдаленными районами ойкумены. В эпоху Хараппской цивилизации (III-II тыс. до н. э.) изделия индийских мастеров достигали областей Средиземноморья, Месопотамии, Средней Азии, в последующие столетия Индия вошла в тесные контакты с античным миром, районами Юго-Восточной Азии. Происходил многосторонний процесс обмена культурными достижениями. Когда в конце VI в. до н. э. некоторые области Северо-Западной Индии вошли в состав могущественной державы Ахеменидов, сведения об Индии, ее населении и культуре стали более точными и конкретными. Качественно новый этап в «открытии» Индии был связан с походом Александра Македонского. В трудах участников похода, в записях селевкидского посла Мегасфена, затем в трудах Арриана, Страбона, Плиния уже содержался весьма богатый и разнообразный материал. В древних и раннесредневековых хрониках народов Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока, в записях путешественников (например, Фа Сяня) можно найти интересные сведения о культуре, религиях, быте, обычаях населения, социальных отношениях в индийском обществе.
Достижения древнеиндийских математиков, астрономов, медиков стали хорошо известны на Ближнем Востоке, в Средней Азии. Об этом ярко свидетельствует «Индия» — труд, принадлежащий выдающемуся среднеазиатскому ученому ал-Бируни (XI в.).
В ХУ-ХУ1 вв, большой популярностью в Европе пользовались рассказы об Индии и ее культуре, которые содержались в записках путешественников и миссионеров, хотя, безусловно, в этих сообщениях было много фантастического и легендарного. Научное изучение Индии, ее древней истории и культуры началось позднее, лишь в конце XVIII в. Англичанин У. Джонс (1746-1794), которого нередко называют «отцом индологии», одним из первых приступил к систематическому исследованию древнеиндийских литературных памятников на санскрите и перевел на английский язык «Законы Ману», некоторые драмы великого писателя древней Индии Калидасы. В 1784 г. было создано Бенгальское Азиатское общество, целью которого стало изучение индийской культуры; вскоре появились индологические журналы. В 1785 г. Ч. Уилкинс издал английский перевод древнеиндийского религиозно-философского трактата «Бхагавадгита». Это сочинение с огромным интересом было встречено в научных и литературных кругах Европы.
В научном изучении древней Индии большую роль сыграло создание в Дели Археологической службы Индии. Это позволило начать планомерные археологические раскопки памятников материальной культуры. Крупные успехи были сделаны европейскими учеными в исследовании санскрита и пали, изданы многие древнеиндийские сочинения — эпические сказания, философские и религиозно-философские трактаты, появились первые обобщающие труды по истории древней Индии. В Западной Европе сложилось несколько школ научной индологии — английская, немецкая, французская, голландская. К сожалению, на работы, посвященные древней Индии, оказал влияние европоцентризм: древнеиндийская культура воспринималась часто лишь через призму античной цивилизации, многие достижения древней Индии объявлялись заимствованными у Запада, в трудах представителей английской колониальной администрации древнеиндийскому обществу приписывались отсталость, застой, свойственные якобы всем восточным цивилизациям. Индийская наука еще в XIX в. активно выступала против таких антинаучных взглядов на развитие Индии, ее истории и культуры, однако борьба с европоцентризмом иногда приводила к другой крайности — к противопоставлению древней Индии всем другим цивилизациям, идеализации древнеиндийского культурного наследия.