История изучения древней ИндииКультура и общество / Культура Индии в рассказах / Древняя Индия. История и культура / История изучения древней ИндииСтраница 4
Материалы нумизматики особенно ценны для воссоздания политической и экономической истории страны. Примечательно, что события политической жизни индо-греческого и кушанского периодов в немалой степени восстановлены на основании нумизматических данных.
Письменные памятники древней Индии довольно разнообразны — эпические поэмы, астрономические трактаты, драмы, буддийские притчи, брахманские кастры, Пураны и т. д. Все эти тексты датируются весьма условно, и их соотнесение с конкретной исторической эпохой вызывает большие трудности и чревато опасностью серьезных ошибок. Далеко не каждый письменный памятник может быть источником для исторического исследования. Кроме того, несмотря на успехи индологии, многие из них фактически еще не введены в научный оборот.
Из дошедших до нас сочинений древнейшими являются Веды — священные тексты, которые традиция рассматривала как шрути (услышанное) и считала результатом божественного откровения в противоположность преданию (запомненное), куда входят более поздние сборники этико-правовых предписаний, ритуальные тексты.
Обширную ведийскую литературу обычно подразделяют на несколько групп. К первой относят Самхиты — сборники гимнов, заклинаний и молитв. Сохранились четыре таких сборника — «Ригведа» (гимны), «Самаведа» (песнопения), «Яд-журведа» (жертвенные формулы и толкования) и «Атхарваведа» (магические формулы). Каждому из четырех сборников, согласно традиции, соответствуют Брахманы — прозаические объяснения более ранних текстов и ритуальных формул, Араньяки (букв, «лесные книги») — наставления для отшельников и людей, временно удалившихся в леса, и Упанишады — религиозно-философские трактаты.
Датировка ведийских сочинений — задача чрезвычайно сложная. Абсолютная хронология, как правило, не установлена. Отдельные сочинения не представляют собой однородного целого: они складывались в течение длительного периода в разной этнической среде, устно передавались из поколения в поколение, подвергались переработке и редактированию, т. е. вобрали в себя различные по времени тексты. К тому же существует огромный временной разрыв между оформлением устных собраний и их записью.
Немалые трудности сопряжены с необходимостью адекватного понимания смысла текстов. Комментарии, выполненные в рамках той же ведийской традиции, далеко не всегда способствуют его уяснению. Наконец, чрезвычайно архаичен язык ведийских сочинений — ведийский санскрит.
К ведийской литературе примыкает богатая литература сутр (букв, «нить», а также лаконичное предписание, сжатое правило) — сочинения, которые трактуют вопросы религии, науки, этики, повседневной жизни. Она относится к священному преданию. Сутры называют иногда «ведангой» (букв, «часть Вед»), но, по традиции, они не входят в собственно ведийский «канон», а интерпретируют ряд вопросов, существенных для уяснения ведийских текстов. В ведангу включаются ритуал, этимология, грамматика, фонетика, метрика и астрономия. Мы не всегда располагаем подробными текстами по этим дисциплинам; иногда приходится довольствоваться лишь краткими сведениями, почерпнутыми из более поздних сочинений.
К веданге относятся и весьма многочисленные трактаты, касающиеся ведийского ритуала, — кальпасутры; они, как правило, подразделяются на шраутасутры, грихьясутры и примыкающие к последним дхармасутры. Шраутасутры содержат предписания относительно обряда возлияния священного напитка сомы и жертвоприношений. Эти наиболее древние тексты обычно датируются 800(700)-400 гг. до н. э. Исследователь истории и культуры находит в этих памятниках данные о религии и культе. Еще более репрезентативны свидетельства грихьясутр — сборников наставлений по домашним обрядам. Здесь описаны церемонии, связанные с жизнью домохозяина. Наиболее древние грихьясутры относятся к тому же периоду, что и шраутасутры, однако некоторые из них несомненно более поздние.