История изучения древней ИндииКультура и общество / Культура Индии в рассказах / Древняя Индия. История и культура / История изучения древней ИндииСтраница 8
В целом античные свидетельства, несмотря на отрывочность и неполноту информации и специфику, — существенное дополнение к материалам индийских сочинений, а в ряде случаев единственный источник знаний о тех или иных явлениях общественной, государственной и культурной жизни древней Индии.
Немало достоверных фактов, касающихся ее политической истории, культуры и особенно религии, донесли до нас записки китайских паломников — Фа Сяня, побывавшего в Индии и на Ланке в 399-411 гг., Сюань Цзана и И Цзина, совершивших путешествия по стране в VII в. Из произведений других иноземных авторов большой интерес представляет сочинение выдающегося среднеазиатского ученого XI в. ал-Бируни «Индия».
В особую группу могут быть выделены философские трактаты, средневековые комментарии к ним и компендиумы. Для восстановления исторических реалий древности эти тексты большого значения не имеют, но для реконструкции философских учений они являются самыми авторитетными источниками, позволяют составить представление об общей духовной атмосфере и сущности теоретических споров между «ортодоксальными» и «неортодоксальными» течениями, а также споров внутри этих двух направлений.
Среди научных трактатов заслуживает специального внимания труд великого древнеиндийского математика и астронома Арьябхаты (V — начало VI в.) и медицинские сочинения первых веков нашей эры, приписываемые традицией Чараке и Сушруте.
Перед исследователем истории и культуры древней Индии стоит задача не только вычленить из дошедших до нас источников собственно исторический материал и дать ему адекватную интерпретацию, но и уяснить, почему каждый отдельный период характеризуется появлением тех или иных типов текстов, какова была логика их внутреннего развития, сфера функционирования. Это позволило бы более рельефно представить эволюцию фиксируемой в источниках древней традиции и определить роль «текстовой деятельности» в становлении древнеиндийской культуры.
Даже беглый обзор источников, которыми мы располагаем в настоящее время, показывает, какие сложности стоят перед индологами. Из массы разнообразного, противоречивого, часто тенденциозного, плохо или совсем не датированного материала они должны выбрать то, что может пролить свет на основные проблемы политического, социального и культурного развития древней Индии. Но с каждым годом число источников увеличивается. Ученые находят рукописи новых сочинений, археологи открывают ранее не известные памятники материальной культуры. Это порождае