История изучения древней Индии
Культура и общество / Культура Индии в рассказах / Древняя Индия. История и культура / История изучения древней Индии
Страница 2

Больших успехов в изучении истории и культуры древней Индии добилась русская индология. В противоположность многим западным ученым русские ориенталисты рассматривали Историю индийской цивилизации как органическую часть единого мирового культурного процесса, что сочеталось у них с пониманием ее своеобразия. Российские индологи сохраняют нетворческие развивают эти славные традиции. За последние годы вышло большое число работ по древней Индии, изданы Переводы многих важнейших памятников древнеиндийской ли-Твратуры, философские сочинения, научные трактаты. Интересные исследования по древней Индии проводят ученые Западной Европы и США.

Качественно новый этап в исследовании древней Индии начался после достижения страной независимости. За последние Годы индийские ученые опубликовали большое число важных трудов по истории и культуре страны, издали и перевели многие литературные сочинения и научные трактаты; открытия археологов позволили по-новому решить сложные проблемы древнейшей истории страны. Многие индийские историки выступают за объективное изложение истории своей страны.

Лучшие достижения мировой индологии создают тот фундамент, который позволяет выявить общие закономерности историко-культурного развития Индии, понять специфику ее культуры, объективно оценить вклад культуры страны в общую сокровищницу мировой цивилизации.

Основные источники Исследователь древней Индии часто по истории и культуре имеет дело с весьма своеобразными древней Индии текстами. Большая часть дошедших до нас литературных произведений — религиозно-философские сочинения; многие из них создавались представителями брахманской прослойки, отвечали их интересам, отразили их взгляды и установки. Конфессиональной тенденциозностью страдали также буддийские и джайнские сочинения.

В древности очень сильна была традиция устной, из поколения в поколение, передачи текстов, при этом старались сохранять их первоначальный смысл. Ряд текстов был письменно оформлен лишь в первые века нашей эры, хотя до того они передавались на протяжении столетий. Допустимо думать, что зафиксированы были далеко не все произведения устного творчества. Самые ранние из литературных памятников — гимны «Ригведы» составили единое собрание, как полагают ученые, в конце II тысячелетия до н. э. (есть мнение и о более поздней кодификации). Древнейшие эпиграфические документы относят к IV в. до н. э. Согласно цейлонской традиции, буддийский канон на языке пали был записан на Ланке (Цейлоне) в I в. до н. э.

Немало оригинальных рукописей, очевидно, погибло из-за влажного индийского климата, большинство произведений известно лишь в очень поздних списках.

Эпиграфика. Надписи — один из важнейших источников по истории и культуре древней Индии. Они часто бывают единственным датированным источником наших знаний о каком-либо периоде, явлении, событии. Благодаря эпиграфическим материалам, как правило, решаются многие проблемы хронологии.

В отличие от повествовательной литературы надписи обычно просто фиксируют определенные события и отдельные факты политической и культурной истории. В противоположность памятникам литературы, которые неоднократно подвергались редактированию, эпиграфические документы более точно фиксируют дух и особенности своей эпохи.

Они весьма ценны тем, что сообщают о синхронных или известных их авторам фактах, не восстанавливаемых по произведениям повествовательного характера. Значение эпиграфических документов особенно возрастает, если их свидетельства получают подтверждение или находят аналогии и других памятниках словесности. Это дает возможность более полно реконструировать реальные факты прошлого и вместе с тем объективнее оценить сообщения письменных -источников.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8