Культура Могольской ИндииСтраница 7
При Аурангзебе происходит быстрый упадок архитектуры, впрочем, как и иных искусств, хотя беломраморная мечеть Моти-масджид в Красном форте и Джами-масджид в Лахоре свидетельствуют о том, что навыки строительства изящных сооружений еще не были утеряны.
Значительное развитие получили изобразительные искусства, прежде всего миниатюра. Делийские султаны, видимо, не слишком патронировали даже книжные иллюстрации, хотя искусство иллюстрирования книг в тот период развивалось в Малве, Гуджарате и Джаунпуре. Это искусство было быстро перенято джайнами и индусами — рукописи классических санскритских сочинений стали изготовляться с иллюстрациями. При Моголах миниатюра становится самостоятельным видом искусства. Создаются изображения исторических событий, дворцовой жизни, портреты, жанровые сцены, сцены из жизни природы, своего рода «пейзажи».
Собственно могольская миниатюра начинается со времени Хума-юна, который привез из своего персидского изгнания двух великолепных мастеров — Мир Сайида Али и Абд-ас-Самада. В Дели они подготовили много учеников. При Акбаре миниатюра быстро развивается, поскольку выпускается масса книг, в том числе переводов с разных языков на персидский, и эти книги требуют иллюстраций на самые разнообразные сюжеты. Еще больший импульс получает это искусство при Джахангире. Портреты членов императорской семьи и придворных, видных религиозных Деятелей, литераторов, музыкантов, картины приемов при дворе, царской охоты пользовались большой популярностью.
Начинает сказываться влияние европейской живописи. Заимствуются западная техника и сюжеты (даже религиозные мотивы и символы), но изображения отвечают восточным вкусам, в частности, применяются излюбленные яркие краски.
После смерти Джахангира наблюдается некоторый упадок. Хотя Шах Джахан любил заказывать свои портреты, на которых он представал символически как властитель мира, получающий корону с небес или от своего деда Акбара, но произведений с другими сюжетами становится меньше. Исполнение картин становится еще более роскошным.
Аурангзеб, как истый мусульманин, не любил живописи, и при нем делийская школа миниатюры распалась.
Однако это искусство продолжало некоторое время процветать при дворах Ахмаднагара, Биджапура и Голконды.
Создалась самостоятельная раджастханская школа миниатюры. Она испытала сильное влияние могольской, но ее истоки были иными, и ее развитие демонстрирует определенные черты оригинальности.
Могольский период представляет собой вершину самостоятельного, доколониального развития Индии во всех отношениях, в том числе и в области культуры. Духовные искания, создание национальных культур индийских народов, новые явления в искусстве — все это свидетельствует о том, что индийское общество не было застывшим, продолжало развиваться. Однако все эти процессы развертывались медленно, наталкивались на противодействие консервативных социальных сил. В начале Нового времени Индия оставалась целиком в Средневековье.