Культура Могольской ИндииСтраница 5
Тамильская литература в ХУ1-ХУП вв. не дала выдающихся авторов. Можно сказать, что она переживала период упадка. При некоторых дворах и в монастырях продолжала создаваться шиваитская и вишнуитская поэзия. Но она по большей части представляла собой подражания и перепевы санскритских произведений.
Литература на телугу развивалась более успешно. Ей покровительствовали некоторые шахи Голконды, особенно Ибрахим (1550-1580), и найяки Мадурай и Танджура. Выше говорилось о квазиисторических героических поэмах (прабандхах) о подвигах виджаяна-гарских правителей Кришнадеварайи и Рамараджи, создававшихся на санскрите. Подобные сочинения писались и на телугу, как и на других южноиндийских языках. Но в целом телужская поэзия уходила в сторону совершенствования формы, эстетских упражнений, не рассчитанных на массовое восприятие.
Впрочем, в это же время появляется новый жанр — пьесы типа якшагана на разговорном языке, — составленные на сюжеты из «реальной» жизни придворных и простого народа, исполненные юмора. Они с успехом разыгрывались при дворах найяков и более поздних маратхских правителей Танджура. Затем этот жанр был перенят также литературами на тамили и каннада.
На каннада получила известное развитие дидактическая и полемическая литература, вдохновлявшаяся идеями различных религиозных направлений — вира-шайвов, джайнов, секты харидасов. Значительную роль в поддержании литературы каннада сыграл двор водейяров Майсура. На каннада, как и на телугу, возникли квазиисторические сочинения на сюжеты истории Виджаянагара и государств-наследников этой империи. Из поэтов достоин быть упомянутым Пурандарадаса (1484-1564), который является также основателем музыки каннада. По преданию, он сочинил 425 тыс. песен, примерно тысяча из которых известна до сих пор.
Литература малаялам с XVI в. окончательно отпочковывается от тамильской. Этот разрыв связан с именем Тхунчатху Эжутхачана. До этого язык малайялам развивался одновременно в двух направлениях — все большей санскритизации, с одной стороны, и сохранения тамильской традиции — с другой. Эжутхачан сумел объединить эти два направления. Он создал версии «Рамаяны», а затем и «Махабхараты» народном языке, ставшие популярными равно среди верхов общества и простого народа, и его язык стал литературным малаялам.
Таким образом, в области литературы происходили важные процессы, в которых преобладали, как представляется, тенденции синтеза различных эстетических концепций и вызревания национальных и общеиндийской культур. Вопрос о том, почему эти тенденции в дальнейшем сменились на противоположные — к конфессиональному обособлению, — не может быть разрешен однозначно и в любом случае выходит за хронологические рамки рассматриваемого периода.
Примерно так же развивалась другая значимая сфера культуры — архитектура.
Первые могольские правители, Бабур и Хумаюн, насколько известно из письменных источников, задумывали и закладывали дворцы и города. Но от них не сохранилось практически ничего, так что мы не можем судить об их эстетических взглядах. Период Шер-шаха в этом смысле выглядит как переходный от архитектуры периода Делийского султаната к могольской. От него сохранилось немного — остатки крепости Пурана-кила в Дели и гробница Шер-шаха в Са-сараме (Бихар). Судя по этим сооружениям, получил преобладание монументальный, величественный стиль, подчеркивающий силу и мощь государства.