Культура Могольской ИндииСтраница 6
Хумаюн, вернувшись из Ирана, привез с собой, видимо, персидских архитекторов, и персидское влияние долгое время чувствуется в последующих могольских сооружениях. Однако строителями были индийцы, и это также не могло не отразиться на облике зданий. Характерна в этом смысле гробница Хумаюна, выстроенная на окраине Дели. Специалисты видят в ней персидский по происхождению замысел в индийской интерпретации.
В период Акбара влияние индийских архитектурных канонов и приемов значительно усилилось, что связано с его общей политикой, направленной на сближение мусульманской и индусской элит. В основном его строительство имело практическое направление — крепости, караван-сараи, школы, мечети. Наиболее известны его крепости в Агре (построенная в 1565-1573 гг.), в Лахоре и в Аллахабаде. Судя по ним, идея мощи и несокрушимости продолжала быть основной.
Особое место в архитектурной истории Индии занимает Фатех-пур-Сикри, задуманный как новый имперский центр и заложенный недалеко от Агры в 1570 г. Он продолжал пополняться все новыми строениями до 1585 г., когда Акбар отказался от идеи перенести туда столицу. Здесь в полной мере была осуществлена идея синтеза индусской и мусульманской архитектур. Здания в чисто мусульманском стиле с арками и куполами (гробница Салима Чишти и ряд других сооружений) перемежались с дворцами с балочными перекрытиями, характерными для индусских зданий. В архитектурных деталях непротиворечиво сочетались индусские и мусульманские черты. Удалось также сочетать торжественную мощь красного песчаника с нарядностью белого мрамора. Фатехпур-Сикри дает наглядное представление о том, как могло бы пойти развитие архитектуры и вообще индийской культуры, если бы процесс индо-мусульманского синтеза продолжился. Однако этого не произошло.
Джахангир строил сравнительно мало. Сооруженная при нем гробница Акбара в Сикандре (к северу от Агры) указывает на эволюцию эстетических взглядов Моголов. Характерное для предыдущего периода стремление к величественности сменяется тенденцией к украшательству. Начинают все шире использоваться дорогие материалы — мрамор и полудрагоценные камни, входит в моду резьба по камню, достигающая большой утонченности.
Весьма характерна в этом смысле гробница Итимад-ад-доула, зятя Джахангира, в Агре. Сравнительно большое здание из белого мрамора как бы целиком состоит из замысловатых каменных решеток и прочих красивых деталей и выглядит как изящная шкатулка.
От периода Джахангира сохранилось также несколько выдающихся произведений садово-паркового искусства, наиболее известными из которых являются сады Шалимар-багх в Кашмире.
При Шах Джахане отмеченные тенденции получают дальнейшее развитие. Красный форт в Дели, получивший свое название по стенам, выложенным красным песчаником, застраивается внутри зданиями из мрамора, покрытыми затейливой резьбой и инкрустированными полудрагоценными камнями. В том же стиле перестраиваются дворцы в Агре и Лахоре. Сооружается Тадж-махал — гробница любимой жены Шах Джахана, восхитительное по пропорциям и роскоши сооружение, поистине одно из чудес света.
Период Шах Джахана, несомненно, является вершиной в развитии индийской архитектуры и строительного дела. Но он демонстрирует такие утонченность и изысканность, которые обычно связаны с приближением упадка. Дело не только в признаках собственно эстетического тупика. Великолепные сооружения требовали таких затрат, каких в дальнейшем империя не могла себе позволить.