Политический и социально-экономический строй Могольской державыИстория / Средневековая Индия / Период Могольской империи / Политический и социально-экономический строй Могольской державыСтраница 3
Прежде всего следует отметить, что земля в Индии никогда не объявлялась государственной. Даже Абул Фазл, теоретик и практик всемерного укрепления государства и неограниченного усиления власти своего повелителя Акбара, обосновывает взимание государственного налога не правами собственности, а необходимостью иметь в казне средства для защиты подданных.
Можно говорить лишь о том, что правящий слой имел право на сбор и перераспределение налога. Это право можно назвать верховной собственностью, или правом собственности на землю как территорию с подвластным населением. Главным распорядителем этой собственности выступал, естественно, государь. Но ее большая часть, как ясно из сказанного выше, постоянно находилась в руках тех или иных частных лиц. Кроме данного права, существовало еще право собственности на землю как объект хозяйства, находившееся в руках налогоплательщиков — мелких и крупных землевладельцев, членов территориальных общин. Об этом праве мы поговорим позднее.
Правящий слой состоял в основном из мусульман. Обеспечение власти мусульман, защита и распространение ислама всегда были основными целями государственной политики. Они не ставились под сомнение ни одним правителем, даже таким противником фанатизма, как Акбар. Но еще со времен Делийского султаната в правящем слое заметную долю составляли индусы — раджи вассальных княжеств со своими дружинами. Они получали высокие ранги, уравнивавшие их с самыми уважаемыми эмирами, им поручались ответственные задания и по завоеванию новых земель, и по подавлению восстаний. И все же они не могли существенно изменить сам характер мусульманского государства.
Среди высокопоставленных мусульман не было единства. Уже говорилось о враждебности суннитов и шиитов, иногда приводившей к резким столкновениям. Постоянной чертой придворной жизни оставалось соперничество между этническими тюрками и иранцами. Хотя официальным и придворным языком был фарси, армия оставалась частично тюркоязычной. Видный военачальник Аурангзеба Джай Сингх, раджа Джайпура, например, вынужден был учить тюркский язык, чтобы его понимали подчиненные. Впрочем, постепенно в армии распространялся язык урду, ставший таки Ггапса индийских мусульман. Это был язык индийский по грамматике, но с большой долей персидских и арабских слов.
Этнические противоречия отчасти пересекались с другими, связанными с длительностью проживания в Индии. Мусульмане, считавшие себя местными, назывались ханзадеган («дети ханов», этимологически полная аналогия индийскому «раджпуты»), а новопри-ходцы носили название ирани-турани. После смерти Аурангзеба именно борьба зтих двух группировок привела к частой смене падишахов, что вызвало такое ослабление центральной власти, от которого она уже не смогла оправиться.
Верхнему слою господствующего класса, члены которого имели земли на правах джагирдари, противостоял слой деревенских землевладельцев, которые чаще всего назывались заминдарами, что и означает буквально «владелец земли». Они же назывались маликами («собственниками»), арбаб-и-замин («господами земли»), мирас-дарами («наследственными владельцами») и рядом других терминов. Это обстоятельство не всегда отмечается в литературе, поскольку тот же слой нередко называется райятами («стадо», «подданные», «крестьяне»). Дело в том, что с точки зрения фиска деревенский землевладелец был только и исключительно налогоплательщиком. Поэтому в официальных документах, хрониках и налоговых инструкциях постоянно говорится, что налог собирается с райятов. По этим документам можно даже составить представление, что в центральных областях империи заминдаров вообще не было. Но как только мы обращаемся к документам, исходящим из деревни, купчим и договорам частных лиц, мы видим как бы совершенно иную картину: именно заминдары платят налог, эксплуатируя арендаторов (райятов) и разного рода работников.
Оба относящихся к деревенским землевладельцам термина были многозначны. Термин заминдар применялся, во-первых, к вассальным индусским князьям. Во-вторых, он мог означать должностную верхушку общины (дешмукхов, чаудхри, мукаддамов). Наконец, в-третьих, так же называли себя (и так их называли окружающие) полноправные общинники из высоких и средних каст. Этот слой, чтобы отличить его от других лиц, тоже выступавших под именем заминдаров, некоторые индийские историки предлагают называть «первичными заминдарами». Будучи «райятами» в глазах сборщиков налога, они себя райятами не считали и применяли этот последний термин к тем, кто работал на них.
Низшие слои деревни иногда тоже появляются в документах того периода, выступая под именем «земледельцев» (музариан), «мелких райятов» (реза-риайя), постоянных земледельцев (худкашт), временных земледельцев (паикашт). Иногда официальная категория «райят» охватывает и их. Значительную прослойку в деревне составляли безземельные работники — наемные (маздур) и зависимые члены неприкасаемых каст, которые иногда упоминаются по кастовым названиям (дханук, тхори, балахар, чамар ), в иных случаях получают обобщающее название хидмат-праджа («обслуживающий народ»). Сколько-нибудь полных сведений о характере их зависимости от хозяев нет. Можно лишь предполагать, что они были в такой же крепостнической зависимости от общинников, как и в Новое время.