Политический и социально-экономический строй Могольской державыИстория / Средневековая Индия / Период Могольской империи / Политический и социально-экономический строй Могольской державыСтраница 9
В индологической литературе, в том числе отечественной, эти неблагоприятные факторы часто отрицаются. Приводятся факты, говорящие о существовании в Индии ткацких станков, не уступавших по сложности тогдашним европейским, о создании мастерских с большим количеством наемных работников, о подчинении ремесленников торговому капиталу. Но все эти факты не изменяют общей картины.
Все иностранные путешественники в один голос утверждают даже с некоторым удивлением, что индийские ремесленники создают часто удивительные произведения, обходясь самыми примитивными орудиями и работая вручную. Кузнечный и плотницкий инструмент отличался примитивностью. Роль ткацких станков выполняли иногда обычные палки, воткнутые в землю, между которыми натягивались нити основы. Пряжа вырабатывалась вручную, при помощи обычных веретен. Прядильное колесо было известно, но не получило широкого распространения. Правда, ручной труд позволял изготовлять пряжу самых разных сортов, в том числе очень тонкую, что и обеспечивало разнообразие и непревзойденное качество индийских тканей. Большие капиталы, накопленные торговцами, не направлялись на совершенствование орудий труда.
Абсолютно преобладало мелкое семейное хозяйство ремесленников. Жилище служило и мастерской. Цены, по которым ремесленник мог продать свою продукцию, были низкими и в лучшем случае позволяли ремесленнику и его семье не умереть с голоду. Многие ремесленники могли работать только если получали авансы от скупщиков и часто находились в долговой кабале. Система авансов (дадни) деньгами, зерном, иногда — сырьем была широко распространена. По существу, только она обеспечивала продолжение производства и возможность поступления на рынок, в том числе внешний, индийских ремесленных изделий.
С этой системой связан еще один вопрос, обсуждаемый в индологической литературе. Многие исследователи видят в системе авансов зачатки капиталистических отношений — начало возникновения рассеянной мануфактуры. Действительно, можно рассматривать купца, подчинившего себе сотни ремесленников и диктующего им ассортимент, количество и сроки поставки товара как будущего или уже состоявшегося промышленного предпринимателя, а ремесленника, попавшего в подобные условия — как, по существу, наемного рабочего. Однако купцы все же оставались купцами и по совместительству ростовщиками. Их продолжала интересовать только торговая и ростовщическая прибыль. Отношения торгового капитала и ремесла не перерастали в некие более высокие формы промышленного производства.
Существовал еще один вид предприятий, который иногда называют придворными мануфактурами, мастерские (кархане) в столице и некоторых крупных городах-ставках. Выше упоминался один из «министров» — мир саман, который ими ведал. Среди них были монетный двор, оружейные, ткацкие, пошивочные мастерские. В «Айин-и-Акбари» говорится, что при дворе Акбара таких мастерских было более сотни, и каждая из них напоминала город «или даже государство». Ф. Бернье дал подробное и интересное их описание: «Большие помещения, называемые кархане, служат в качестве мастерских для ремесленников. В одном помещении заняты вышивальщики, работающие под надзором мастера, в другом вы увидите золотых дел мастеров, в третьем — живописцев, в четвертом — лакировщиков. В других помещениях работают столяры, токари, портные, сапожники, мастера, вырабатывающие шелковые ткани, парчу и тонкие материи, из которых делают тюрбаны, пояса с золотыми цветами и женские панталоны столь тонкой выделки, что при известных обстоятельствах их хватает только на одну ночь, хотя они часто стоят по 10—12 экю, а иногда и больше, если они красиво вышиты иглой.
Все эти ремесленники приходят каждое утро в свои кархане и работают весь день, а вечером возвращаются к себе домой. Так тихо течет их жизнь, и никто не стремится улучшить положение, в котором он очутился по рождению».
Таким образом, труд в царских мастерских не был принудительным в буквальном смысле слова. Попасть в кархане было удачей для ремесленника, поскольку это обеспечивало его работой и сносными условиями существования. Однако ясно, что это не был свободный наемный труд. Лучшие мастера собирались при дворе административными мерами и отказаться от работы в кархане они не могли. Внутри мастерских наблюдалось определенное разделение труда, однако оно вводилось с целью не интенсифицировать производство, а добиться наивысшего качества элитарной продукции. Дворцовое хозяйство не чуралось связей с рынком: излишки продукции могли продаваться на базаре. Вообще надо сказать, что и падишах и вельможи активно участвовали в торговле, видя в ней возможность увеличения своих доходов. Но совершенно ясно, что основной целью всего этого хозяйства было обеспечение роскошной придворной жизни, а не развитие производства или погоня за прибылью. Несмотря на заметное развитие, царские и вельможные хозяйства занимали незначительное место в общем объеме ремесленного производства страны.