Политический и социально-экономический строй Могольской державыИстория / Средневековая Индия / Период Могольской империи / Политический и социально-экономический строй Могольской державыСтраница 1
Могольская империя в период своего расцвета, начиная с правления Акбара до Аурангзеба, на протяжении второй половины XVI и почти всего XVII в., была могучим и довольно централизованным государством, доминировавшим на Индийском субконтиненте.
Государственный строй
В столице — Дели, затем Агре и короткое время Фатехпур-Сик-ри — находился двор и «правительство», состоявшее из традиционных для мусульманских государств «министров», возглавлявших штат помощников, своего рода «министерство», или «ведомство». Помимо главного «министра» (вакила), который при деятельном государе вроде Акбара не обладал реальной властью, «четырьмя столпами империи» считались диван, ведавший налогами и финансами, мир бахши (военачальник), мир саман, ведавший дворцовым хозяйством (мастерскими и складами), и садр-ус-судур, ведавший вопросами религии и суда. Большую роль в управлении играли личные секретари падишаха, чиновник, рассматривавший прошения, и глава разведывательного управления.
Система управления замыкалась на императоре. От его личных качеств зависело функционирование всех ее звеньев. Акбар был «тружеником на троне». Он входил во все детали управления и в то же время ценил инициативность своих соратников. Джахангир мало занимался текущими делами. При нем система управления стала выходить из-под контроля. Шах Джахан снова навел некоторый порядок, усилив контроль над центральным аппаратом и провинциями и привлекая ко двору способных администраторов. Аурангзеб, возможно, был еще более трудолюбив, чем Акбар, но осуществлял столь мелочный контроль над всеми вопросами, настолько не терпел инициативы служащих, что в конце концов окружил себя безвольными и угодливыми людьми, не способными решать все обострявшиеся проблемы. Распад империи, произошедший после Аурангзеба, объясняется, в частности, административными просчетами последнего Великого Могола.
При Акбаре империя делилась на 15 провинций (суба), при Джа-хангире их стало 17, при Аурангзебе — 21. Во главе провинции стоял субадар, он же сипахсалар, он же назим. При нем находились представители основных перечисленных выше ведомств, которые формально ему подчинялись, но фактически контролировали его деятельность со стороны центрального правительства.
Провинции делились на саркары во главе с фоудждарами (военными начальниками) и амалгузарами (налоговыми чиновниками).
Саркары объединяли несколько паргана, которые тоже считались административными единицами, но фактически являлись территориями крупных общин. Возглавлявшие их чаудхри и канунго (на Декане — дешмукхи и дешпанде) рассматривались властями как низшее звено административного аппарата, хотя они даже официально отличались от других чиновников тем, что были наследственными. Случаи смещения чаудхри и дешмукхов с их постов встречаются, но очень редко, и рассматриваются как чрезвычайные события. Реально это были вожди и старосты общин, высокое положение которых обеспечивалось их авторитетом среди населения, прежде всего в их касте. Их вознаграждение, состоявшее в отчислениях от собранного налога и служебных участках земли, освобожденных от налогов, формально жестко фиксировалось инструкциями, на деле же зависело от местных обычаев.
Управлять крупными городами назначались градоначальники — котвалы. В городах имелись кастовые организации торговцев и ремесленников, имевшие некоторую автономию в решении своих внутренних проблем, но они находились, как правило, под жестким контролем котвала.
Все служащие имели чины (савар и зат) и должны были получать жалованье согласно чину.
При Акбаре в центральных провинциях империи был произведен кадастр земель. Каждый участок был учтен и классифицирован в соответствии с его продуктивностью. Об этом рассказывалось выше. Сообщения такого рода, видимо, правдивы, потому что налоговая система, основанная на этом кадастре, просуществовала после смерти Акбара довольно долго. Но сообщение Абул Фазла о том, что были описаны также все дома в городах и деревнях, все их жители с указанием рода занятий, что никто не мог уехать из населенного пункта, не поставив в известность начальство, а приехавшие должны были регистрироваться, скорее всего домысел. Никаких подтверждений того, что подобная перепись была проведена, не имеется.
Империю, как и предыдущие государства на территории Индии, не следует считать бюрократическим государством в точном смысле слова. Во-первых, работа аппарата не была строго организована, функции различных ведомств пересекались, вопросы решались под влиянием соображений, часто далеких от государственных интересов, по настроению падишаха или тех или иных вельмож. Взятки составляли важнейший фактор при решении всех вопросов. Это не была коррупция в современном значении слова, поскольку «подарки» вельможам и самому падишаху не рассматривались как нарушение правил или законов. Выше упоминалось, что при Акбаре применялись определенные правила прохождения бумаг при дворе и в ведомствах, т. е. была сделана попытка бюрократизировать работу государственной машины. Однако это нововведение не закрепилось.