Женщина ИндииКультура и общество / Этнографическая Индия / Женщина ИндииСтраница 6
Но между церемонией брака и переходом невесты в дом ее мужа часто будет значительный интервал. Когда настанет это время, оно будет означать полную перемену в жизни женщины,— для своих она совершенно будет потеряна. У индусов дочь не является таковой в течение всей ее жизни, а лишь до момента, когда она сделается женой. С этого момента она вступает в новый круг, новые отношения, а иногда и новую касту и будет теперь поклоняться новой группе семейных богов. Американцы говорят, что женщина независима в Англии до брака, во Франции — после брака, а в Америке — всегда. С индусской точки зрения это звучало бы так: в Англии женщина имеет защитника в лице ее мужа, во Франции — в лице ее отца, между тем как в Америке она должна бороться против всего мира своими силами. Индийская женщина всегда находится под чьим-либо обереганием и защитой: отца в детстве, мужа в зрелости и сыновей в старости. «Женщина,— говорит Ману, а с ним и другие законники Гаутама, Баудхаяна, Апастамба и т. д.,— никогда не должна быть свободной». Если она еще пользовалась какой-то долей свободы и инициативы в доме матери, в новом доме все это будет потеряно: здесь она только сноха.
Свекровь достаточно одиозное понятие во всех странах мира, но в Индии она является ярким и утонченным типом. Ее притязательность и враждебное, деспотическое отношение к снохе усиливается тем обстоятельством, что между обеими женщинами слишком большая разница лет и что в случае спора юный муж не в силах защитить свою молодую жену: часто он будет еще находиться под сильным влиянием матери. Самоубийства молодых женщин — явление столь обычное в Индии — часто приписываются гибельному влиянию свекрови; нужно думать, что основой потрясения нервной системы и зарождения в ней пагубного гипноза является большая семья, где молодую женщину давят и прессуют со всех сторон, как полевое зерно между жерновами; свекровь — лишь аншлаг этого семенного гнета, она — лишь последний повод, толкающий женщину на дно деревенского колодца.
Вообще переход ребенка-жены из дома родителей, где она может быть балована, в дом мужа, где она попадает в среду соперниц-золовок и под критический взор и вечную воркотню свекрови, очень тяжел. Жена не может даже говорить на людях со своим мужем, не только ему пожаловаться. В результате сноха должна склонить послушное колено перед своей свекровью и должна идти на ее строгом поводу, как «добрая и послушная дочь», пока не пройдет длинная череда годов, неся с собою улучшение и даже почет; и, хотя к этому моменту все цветы молодости поблекнут, индуска все же, наконец, достигнет предела своей социальной амбиции — будет иметь несколько сыновей и снох, над которыми она проявит теперь свой суровый и капризный авторитет.
Конечно, тесный круг ее семьи, т. е. дети, муж, внесет свою долю удовлетворения и скромных радостей в сердце индусской женщины, но это будет глубоко интимная сторона ее жизни, часто умышленно скрываемая от глаз посторонних и даже домашних. Официальный закон и в этом отношении глубоко немилосерден к женщине Индии. По закону этому она — рабыня своего мужа, на которого должна смотреть как на своего бога. Мы уже говорили, как формулирует эти отношения Ману. Но ввиду важности в бытовом отношении этого вопроса приведем из «Падма пураны» наиболее яркое: «Муж, хотя бы урод, старик, калека, отталкивающий своими грубыми манерами, насильник, буян, безнравственный, пьяница, игрок, посетитель скверных мест, развратник с другими женщинами, не думающий о домашних делах, бегающий повсюду как демон, живущий бесчестно, будь он глухой, слепой, немой или урод словом,, какой бы ни был, он для жены бог, которому она должна поклоняться, постоянно о нем заботиться, блюсти его веселое настроение». «Жена не может есть, как только после мужа» «Муж перестает есть, жена также, муж не смазывает головы, жена также» «Если муж отсутствует из дому, жена никуда не будет ходить, не будет до его возвращения делать омовений, не помажет маслом головы, не будет чистить зубы, не оправит ногтей, не наденет нового платья и не положет на лоб обычных меток; есть будет только один раз в день» «Если муж ее наказывает, даже побьет ее несправедливо, жена будет отвечать ласково, будет целовать его руки, станет просить прощение, но не поднимет криков и не побежит из дома» «Если муж близится к смерти, жена тоже готовится умереть» «Так как жена меньше привязана к сыну и внукам, чем к своему мужу, она должна после его смерти сжечь себя живой на одном с ним костре».