Женщина ИндииКультура и общество / Этнографическая Индия / Женщина ИндииСтраница 1
Чтобы многое было ясно, как в индийской семье, так и в индийском обществе, нам необходимо с некоторой подробностью остановиться на женщине Индии, и притом не на мусульманке, индуистке или парсийке, на богатой или бедной, знатной или пролетарке, а на простой обычной средней женщине. Конечно, есть некоторая разница между мусульманкой и индуисткой, еще, может быть, большая разница между брахманкой и женою пария, но есть основа, связывающая всех этих женщин, есть что-то общее в их судьбе, и это-то общее и желательно выделить. Проследим крупные этапы жизни женщины от колыбели до могшгы.
Она только что родилась, раздается крик мамки: «Девочка, девочка». Раз «она не мальчик», ее рождение не сопровождается ни криками радости, ни шумом, ни иллюминацией или выстрелами; девочка появляется на свет при тихой и печальной, сумрачной обстановке. Не значит ли это, что рождение девочки несет с собою огорчение? Нет, индусы отличаются особенной любовью к детям, и едва ли их родительское сердце бьется разно в зависимости от пола ребенка, но социально-бытовые и экономические условия заставляют их и окружающих все же по-разному переживать весть о рождении мальчика или девочки.
Начнем с переживаний матери. Как указывалось выше, женщина, по законам и традициям Индии, имеет цену лишь как потенциальная или действительная мать сына; ее восхваляют наравне с отцом лишь тогда, когда она родит мальчиков, но, если она родит только девочек или остается бездетной, муж даже может с ней развестись, что ввергает ее в глубокую социальную пропасть. Отсюда мы легко поймем всю нервность первого вопроса матери о поле новорожденного и тот грустный ток мыслей, который возникает у нее при вести о девочке. Но последняя мало устраивает не одну только мать. Напомним, что в круге индийских идей и закона сын играет гораздо большую роль, чем в других социальных системах. Сын в народном говоре часто называется создателем бессмертия. Мысль, связанную с этим, надо понимать так, что отец никогда не достигнет высшей жизни по завершении своей земной дороги, если он не оставляет после себя сына, который выполнит все похоронные обряды и воздаст должное приношение богам, чем и введет умершего в обитель счастья, благ и в общество «отцов». Отсюда приход сына знаменует собою осуществление заветных дум индуса, связанных с потусторонним миром. Девочка непосредственно не властна в этих высоких материях; если она в будущем и родит «создателя бессмертия», то он будет таковым уже для другой семьи. Да и с хозяйственной точки зрения девочка представляет собой чистый разор для семьи, ее породившей. Ее выдадут замуж ребенком, когда она не успеет еще вырасти в какую-нибудь трудовую ценность, на устройство свадьбы она потребует больших расходов, а свой труд она отдаст другим людям. Вот почему рождение девочки не вызывает тех радостей и веселого шума, какие создаются вокруг появления на свет мальчика.
В деревенском обиходе есть несколько способов показать радость по поводу рождения ребенка. Если родится сын, то будет услышано несколько ружейных выстрелов, как бы ни была бедна семья. Сосед, располагающий правом иметь оружие, поджидает «интересное» событие с большим нетерпением и молит богов, чтобы родился сын, так как за салют из ружья в честь будущего «владыки дома» ему перепадет несколько грошей. Раньше для извещения о рождении пользовались звуками раковины, индийской заменой трубы. При этом звуке соседи, родственники и зависимые устремляются к дому с поздравлениями в надежде получить подарки, так как «щедроты льются потоком». Когда родится дочь, события текут более спокойно, но зато, можно сказать, красиво; в этом случае в дом несут поднос, полный сластей, и предлагают их сначала мамке, а затем сестре матери, т. е. тетке ребенка, а затем и всем. Матери не позволяются сласти, может быть, потому что она получила вознаграждение, дав приращение семье.
После того как сласти распределены и принесены поздравления родителям ребенка и близким, толпа зависимых (слуги, арендаторы) заявляет претензию на получение подарков натурой. Другая категория лиц высказывает желание «видеть лицо» ребенка, за что они должны дать мамке и членам семьи какие-либо красивые подарки. Закон взаимных дарственных расплат очень строг в индийской социальной жизни. Раз даны подарки, они, если и не в этом же случае, зато при первой возможности будут возмещены получившим также в форме подарка, и притом равного качества. В деревне такой обмен местными ценностями протекает непрерывно, прочно удерживается в памяти и часто, хотя и замаскированно, отвечает реальному товарообмену. Много есть тонких способов напомнить о забытом или предоцределить качество и размеры подарка.