Женщина ИндииКультура и общество / Этнографическая Индия / Женщина ИндииСтраница 5
Девушка одевается на свадьбу со всей той роскошью, которую позволит ей обстановка; роскошь, естественно, будет разная. Но особенности её костюма, почти всюду повторяемые, будут такие: за исключением иногда голых рук платье плотно окутает ее тело, начиная от шеи и кончая чуть не пятками, украшения покроют все места, где только можно их прицепить: руки будут в запястьях несколькими ярусами, пальцы рук полны колец, надо лбом повиснет кулон, кроме ряда бус и на шее и на затылке, сережки будут в ушах, в носу, и, наконец, низ ног охватят большие кольца; а пальцы ног — малые; кроме всего этого невеста вся потонет в цветах, свисающих то длинными
гирляндами, то прикрепленных группами букетиков. Жених будет одет скромнее, иногда до пояса почти гол, но тоже унизан цветами; все нужные кастовые знаки на нем будут наведены свежо и ярко. Дух общины, царствующий в деревне, в этом случае скажется в том обстоятельстве, что не только для пиршества будут снесены с деревни вся посуда, ковры и даже съедобные предметы, но, чтобы пышнее украсить невесту, ей временно предоставлены будут всяческие украшения. Свадьбу празднует, в сущности, вся деревня, празднует скромно и часто бедно, но ярко, шумно и искренн.
Свадьба среди париев протекает без особых формальностей. Свобода половых отношений среди молодежи и вообще проституирование девочек со стороны родителей в пользу случайного путешественника или богачей снимают со свадебных процессов всякую иллюзию свежести или стыда, или даже искренности. Достигши 16-летнего возраста, мужчина-парий решается обзавестись собственным хозяйством, для чего ему нужна жена как основная работница и двигатель всех хозяйственных процессов. Когда его выбор остановится на какой-либо девушке, он первым делом начинает накапливать зерна, коренья и особенно каллу (перебродивший сок кокосовой пальмы), чтобы быть в состоянии угощать родителей и родственников будущей жены в течение договорного времени. В этом кормлении досыта, обильном питье и веселье и состоит у париев свадьба, о продолжительности пиршества и ведутся главным образом предсвадебные разговоры.
Окруженный своими родными и друзьями будущий муж приходит к родителям невесты и говорит: «Отдай за меня свою дочь, у меня есть чем угостить вас (буквально порадовать ваш живот) в течение месяца». После этих слов, угощаясь напитком каллу, начинают торг: родители хвалят дочь как рабочую силу (столько-то в день неберет хворосту или сплетет корзинок и т. д.) и требуют удлинения пиршеств, будущий зять оттеняет свои интересы, пока обе стороны не установят будущей церемонии. После этого отец перед двумя свидетелями, приведенными женихом, произносит фразу: «Я отдаю тебе эту женщину, и пусть якши (злые духи) возьмут ее к себе, если сна не будет подчиняться тебе, как раба». Фактически муж и ищет себе рабу, притом способную работать с утра до вечера; неустанный труд и слепое повиновение—идеал жены пария, они обеспечат ей сносную семейную жизнь, хотя и не спасут от побоев.
После этих переговоров валлува (род жреца) соединит жениха и невесту, вложив им в рот по щепотке соли и вымазав им лоб пеплом кизяка, при этом жрец будет шептать какие-то молитвы и время от времени бить в барабан, чтобы отогнать злых духов. А затем начинается пиршество, сопровождаемое пьянством, разгулом и всегда продолжающееся короче установленного срока, так как заготовленное съедается быстро и невоздержанию. Свадьба протекает вообще без нарядов, помп и украшенией, и разве только природа оттенит эту тусклую картину, внеся свои краски и южную прелесть. Судьба парийки мало меняется при переходе из хижины родителей в хижину мужа: там она работала на родителей, вынося побои от них и своих братьев, здесь она будет работать на мужа и будет терпеть от него побои, ожидая взрослых сыновей, которые также не всегда будут к ней милосердны.
На брачном церемониале необходимо было остановиться с некоторой подробностью, так как в жизни народа Индии семья играет одну из главных ролей, а отсюда все, что ее строит и организует, заслуживает пристального внимания. Не правы англичане, которые на брачную церемонию склонны смотреть лишь как на расточительный момент в жизни индусов. Надо выслушать индийцев, чтобы понять, что заключение брака, имеющее в себе моменты юридический, социально-экономический и религиозный, создающее новую ячейку в деревне и предопределяющее целую сеть взаимоотношений в будущем, не может пройти в жизни общины серым, малоуловнмым пятном; оно должно пройти выпукло, для всех заметно, окружено известным ореолом и освещено народным ритуалом. Все это создано длинной чередою веков и в социально-экономических переживаниях народа осело очень сложным, конечно и расточительным, но, вероятно, необходимым и реально разумным институтом.