Женщина ИндииКультура и общество / Этнографическая Индия / Женщина ИндииСтраница 9
Теперь мы подходим к жизни женщины высокого класса. Нужно заметить, что среднего класса, как это понимается в Европе, в Индии нет; есть только высшие классы и низшие, и ничего почти между ними. Интеллигенты всяких видов, удачливые торговцы или адвокаты, даже разбогатевшие банья стараются приобрести землю и стать в ряды поземельной аристократии. Если даже они остаются в крупных городах и образуют сливки общества, они не ведут сплоченной общественной жизни и не оказывают на дела того влияния, как этот класс в Европе. В этих-то привилегированных группах участь женщины, пожалуй, является наиболее печальной. В этом случае она живет в заключении, за четырьмя стенами, и если выходит наружу, то на короткое время, в определенные ограниченные часы и места, закрытая от взора наблюдателя. Если социальное положение такой женщины не особенно высоко и богато, то она остается, по существу, арестованной работницей. Она будет занята от утра до вечера тем трудом, который допускают четыре стены ее темницы: она молотит зерно, занимается шитьем или вышиванием, помогает мужу-ткачу, разматывает шелк, готовит обед, обучает детей и т. д. Муж среди труда все же получает некоторое развлечение, толкаясь на базаре, болтая со встречными и переживая хотя бы нехитрый запас местных новостей; женщина в своем уединении лишена и этого, она будет вымучивать ряд мелких интимных интересов, часто нездоровых и больных, как плесень, не освежаемая солнцем.
Конечно, когда мы поднимаемся до очень богатых и привилегированных классов, мы находим жизнь женщины столь богато и изящно обставленной, что она может дать повод к очень неосторожным выводам. И, правда, в то время как мужчина борется в суровых тисках жизни, вынося пыль и дождь — буквально и в переносном смысле,— его половина проживает в праздности и роскоши; она имеет все в своем распоряжении: наиболее прохладную часть дома, отдельный штат прислуги, стоящей вне мужской власти, полное уединение от гама и шума городской жизни и т. п. Когда такая дама отправляется с визитом к своим подругам, она пользуется закрытым паланкином с подушками и с роскошнейшим убранством. И если богатые женщины не особенно возражают против этой рабски-праздной жизни, то это по крайней мере более понятно, чем их когда-то сильная борьба против уничтожения обычая сати.
Жизнь позади парды, или, употребляя более обычный термин, гаремная, конечно, не является лишь отражением роскоши и неги, но и отвечает некоторым более широким запросам вкуса и воображения. Не говоря уже про разные вышивки — золотом, серебром, шелком,— про личные наряды и украшения, в гареме много читают: мусульманки особенно увлекаются священными книгами, индуски посвящают внимание своему Тулей Дасу и историям святых. Как мы говорили, священные места индуизма разбросаны по всей Индии; женщины посещают их свободно, подкрепляя свои религиозные настроения реальным наблюдением реликвий, часовен, идолов, пышных церемоний. Чудесная история Рамы и Ситы ежегодно передается в ноябре месяце в форме драматических представлений, длящихся несколько дней, и индусские дамы могут любоваться на эти зрелища из окон своих домов — для представлений обыкновенно выбирается какая-либо площадь города. Для мусульманок это развлечение, конечно, исключено; ни мусульманки, ни индуистки, держащиеся старых норм жизни, не занимаются ни живописью, ни музыкой.
В частном случае женщине, хотя и остающейся в обстановке гарема, приходится иногда вести и общественную жизнь. Например, бегума Бхопала, правя своей страной, входит во все подробности административной машины, оставаясь закрытой; жены раджей или принцессы дома участвуют в церемонии приема высоких гостей и ведут с ними беседу (обмен чисто официальными приветствиями), но все это делается через занавес.
Относительно системы парды нужно сказать, что она в Индии не имеет за собою глубоких исторических корней и может быть изжита с гораздо большей скоростью, чем другие народные навыки, идущие из далеких углов прошлого. Система эта, кроме того, носит ярко классовый колорит и не спускается до народных низов. Имея над собой, с одной стороны, ревнивое чванство мужа и, с другой — удовлетворение жен интимным бездельем и роскошью, этот институт может быть ослаблен, а потом и изжит путем прежде всего развития в женщине кругозора, чувства достоинства, а затем общественного честолюбия. Попытка снять с женщины покрывало путем религиозной и газетной агитации достигла лишь частных удач, но очень скоро захлебнулась.