Ведизм
Культура и общество / Этнографическая Индия / Ведизм
Страница 4

В первичном смысле жертвоприношение было торгом между богом и человеком: человек нуждался в предметах, бывших в распоряжении бога: в дожде, свете, тепле, потомстве, в поражении врага, а бог хотел «есть» и жаждал жертвоприношений, но и на этой примитивной стадии в акте жертвоприношения уже чувствуется пафос любви и трепета перед могуществом бога, в руках которого находится судьба человека. В дальнейшем понимании жертвоприношения мы видим более сложные и новые элементы; оно уже не является актом торга любви или благодарности, оно уже таинство, а затем оно уже прямое вмешательство в явления природы и необходимое условие нормального течения вещей. Если бы на мгновение прекратились жертвоприношения, то боги перестали бы посылать дожди, воз-вращать зарю и солнце, давать жизнь злакам и животным, и перестали бы не по собственной воле, а потому, что не могли бы иначе.

Если мы в современной Индии встретим жертвоприношения как наиболее частый акт культа и даже натолкнемся на идентичность как церемониала, так и приносимых предметов, мы не должны удивляться: во-первых, это — акт таинственный и священный, от которого зависят судьбы и отдельного человека и всего мира — так давно мыслит Индия, и так ей продолжают говорить и ныне; во-вторых, это — акт, выполняемый народом более трех тысяч лет и ставший поэтому второй натурой, чем-то неизбежным, как голова и руки для человеческого организма; наконец, в-третьих, это — его бытовой календарь, регулятор его жизни и труда, педагогический ресурс в семье, столь редкое разнообразие в ходе серой жизни, т. е. своего рода развлечение.

Обряды. Из других обрядов, унаследованных Индией от вед, заслуживают внимания погребальный и брачный. На них также блестяще подтверждается устойчивость народных обычаев, раз они к тому же еще подкреплены религией. Нужно отметить сначала, что семья с отцом как главой и хозяином дома (грихапати) являлась базой арийских обществ; положение жены, как говорилось выше, было высоко и почтенно. Семья как устой, как тесно сплоченная единица перенесла все исторические невзгоды, выпавшие на долю Индии, и в наши дни представляет собою типичное социальное явление страны, переходя в своем крайнем развитии, в форме, например, больших семей (рш! ГатПу), доходящих до 100 душ или собирающих семь поколений, далеко за пределы экономически разумного. Что касается до женщины, то она с ведийского пьедестала свободной и властной подруги мужа ниспала до степени существа,, подчиненного и руководимого в доме родителей отцом, в доме мужа — им, а по смерти мужа — сыном, закабаленного во власть свекрови, запертого в гареме и т. д.

На этом интересно остановиться.

Трудно уловить, когда начался этот перелом в судьбе женщины, столь крупный по своим последствиям. В ведах мы видим только намеки в форме отношений к девочкам. Ясно, что в кочевой жизни ариев женщина была столь большой экономической ценностью, что должна была стоять на равной высоте с мужчиной; в таком положении она и подошла к Индии, стяжав со стороны риши несколько трогательных и возвышенных строф. Но у ворот страны начались войны, они заставили поблекнуть все прежние социально-экономические ценности, выдвинув на первый план ценность боевую, а вместе с этим и мужчину. В молитвах просят мальчиков по преимуществу, невесте высказывают пожелание, чтобы она «рожала богатырей». Положение женщины должно было падать; это падение отражается и в ведийской литературе. Уже в «Ригведе» не высказывается желание, чтобы родилась девочка, в «Атхарваведе» встречается мольба, чтобы родилась не девочка (а «девочек пошли, боже, другим»). «Яджурведа» упоминает, что рожденные девочки подкидывались, а одна из брахман идет дальше, подчеркивая, что «иметь девочку — несчастье». От этих понятий еще далеко до гаремной жизни, сати (сожжения вдов) или систематического убиения девочек, но перед нами уже налицо религиозная санкция, предопределяющая постепенное социальное падение женщины авторитетное слово священных книг будет потом углублено и поддержано кастовыми предрассудками, институтом вдов, влиянием неарийских элементов Индии, семито-тюркскими нашествиями и т. д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10