ВедизмКультура и общество / Этнографическая Индия / ВедизмСтраница 10
Из изложенного очевидно, что хозяйственная обстановка ариев вполне подготовила принцип святости коровы, и не будет особой натяжкой сказать, что эта святость была установлена уже в ведийский период и ведами достаточно отражена. Тогда же улавливаем идею святости жизни коровы. Мы обособляем эту идею потому, что она в настоящее время является преобладающей в общем культе коровы, хотя, заметим попутно, далеко не включает в себе мысли об уважении к человеческой жизни или обязанности гуманного обращения с животными вообще или с тою же коровой в частности. В «Ригведе» еще не находим следов решительного запрета посягать на жизнь коровы, так как свадебные гимны говорят даже об убийстве коровы при особо торжественных случаях, но уже в «Яджурведе» убийца коровы наказывается смертью.
Конечно, от большой полезности животного в быту и естественных отсюда к нему любви и заботливости еще далеко до запрета убивать его (для нужных, конечно, целей), а еще дальше— до правила вообще не есть говядину и даже ничего мясного, т. е. до полного вегетарианства, столь типичного и столь, вероятно, глубокого по своему влиянию на население Индии, и нам придется еще подумать, чтобы понять развитие принципа святости коровы до его современного состояния; но одно можно сказать: источник его коренится в далеких перспективах допен-джабской жизни ариев, сам принцип довольно отчетливо был оформлен в ведийский период, и только вегетарианский добавок, вероятно, был создан в жарких районах настоящей Индии.
Чтобы покончить с ведийским периодом, скажем два слова о более мелких темах. Как видно из дошедших до нас источников, арии были любители выпить, и эта их слабость улавливается со дней глубочайшей старины. У ариев, проникнувших в Пенджаб, было известно два сорта спиртных напитков. Употребление сомы было ограничено религиозными обрядами и особыми торжествами, и вообще это был напиток богов и жрецов по преимуществу. Напиток в обычной жизни по имени сура, несомненно, приготовлялся из какого-либо вида зерна, как и ныне «пиво» приготовляется в Индии некоторыми из племен. Насколько потребление суры было обычным, можно судить по тому, что во времена «Яджурведы» занятие «приготовителя суры» сделалось профессией. Та же обычность употребления спиртного напитка видна из многих текстов священных книг: целая книга IX посвящена восхвалению только одного божества — Сомы. Особенно важно отношение к пьющим, в котором ничуть не видно и намека на осуждение и критику, а, скорее, своеобразное восхищение или одобрение.
Итак, пьянство было в почете у ариев и если не освящено, то идеализировано религией, но этот обычай Индия не унаследовала от них, она его почти кассировала, заменив более подходящими для народа наркотиками, вроде табака (с 1605 г. внесен португальцами) или бетелевого листа, а в иных местах — опия.
Паломничество. Паломничество — типичное явление современного индуизма,— по-видимому, идет не от ведийского периода, хотя в ведах при желании можно найти косвенный источник, из которого могли развиться последующие паломничества — единственная отрада и развлечение в тусклой жизни райята. Древнее жертвоприношение требовало наличия реки,— для производства омовений и черпания воды, необходимой для церемоний,— стоячая вода не годилась для этого. Пункты слияния рек носят название "праяга", т. е. места для жертвоприношений. Жертвоприношение, о религиозном росте которого говорилось выше, совершенное лицами (риши), получившими крупный почет, должно было освятить и поднять в глазах верующих и места, где эти жертвоприношения совершались наиболее часто, т. е. места слияния рек, пункты бродов и переправ, места реки, поражающие взор картинностью или величием, и т. д. И действительно, хотя брахманизм, строго говоря, не признает ни путешествий по богомольям, ни святилищ, но уже в «Махабхарате» часто упоминается паломничество к святым рекам или местам, хотя при очень еще незначительном числе священных мест; например, определенно называются только Са-расвати, Курукшетра (поле в окрестностях Дели) и лес Наймиша. Ничего нет мудреного, что небольшого намека со страниц священных вед было достаточно, чтобы паломничество потом, когда жизнь народа разбилась на изолированные очаги (деревни) и сделалась наглухо прибитой к этим географическим точкам, стало неизбежным и самым популярным культом индуса, небольшой отдушиной, через которую он искал и утешений, и отдыха, и разнообразий, и встряски от рабски унылой, монотонной и нищенской жизни.