Хараппская цивилизацияКультура и общество / Культура Индии в рассказах / Древняя Индия. История и культура / Хараппская цивилизацияСтраница 7
Интересный материал был получен индийскими археологами при раскопках Калибангана. Оказалось, что не только цитадель, но и «нижний город» был обнесен стеной и укреплен. Цитадель в Калибангане состояла из двух частей: северной и южной. В северной находились жилые постройки. В южной части были открыты несколько больших по размерам платформ, сделанных из сырцового кирпича. На «вершине» одной из платформ археологи обнаружили остатки алтарей, имеющих, очевидно, религиозный характер. Это дало основание некоторым индийским ученым (например, Б.-Б. Лалу) рассматривать южную часть цитадели не как ставку правителя, а как особый религиозный комплекс. В этом случае жилые постройки в северной части могли быть жилищами жрецов.
Двумя наиболее крупными городами, как уже говорилось, были Мохенджо-Даро и Хараппа, которые, по мнению некоторых ученых, являлись столицами либо одного, либо двух политических объединений. Вопрос о том, откуда и как управлялись все поселения этой значительной по территории цивилизации, до сих пор остается нерешенным, но обращает на себя внимание существование единой системы мер и весов, письменности, сходных норм строительства, одинакового планирования и т. д.
Очень спорным является также вопрос о политической власти в городах и характере классовой структуры в целом. Некоторые исследователи высказали предположение о рабовладельческой основе хараппского общества, но этот вывод еще требует дополнительных данных и доказательств. Ряд ученых сравнивали его политическую организацию с политической организацией древней Месопотамии, считая, что и на Инде власть принадлежала жрецам, в собственности которых находился весь земельный фонд. Не исключено, что в хараппских центрах была республиканская олигархическая форма власти.
Раскопки ясно показали наличие значительного имущественного неравенства. В больших домах жили, очевидно, богатые горожане — торговцы, зажиточные ремесленники, а бедные вынуждены были ютиться в крохотных домишках. Имущественное различие ярко проявляется и при ознакомлении с погребениями. Богатых горожан хоронили вместе с драгоценностями, расписными сосудами; погребальный инвентарь бедных значительно скромнее. Ученые полагают, что в хараппских городах имелись и рабы, которые жили в хижинах, занимались обмолотом зерна, переноской тяжелых грузов и, возможно, участвовали в работах по очистке канализационных каналов. В Хараппе, как отмечалось, за стеной цитадели, недалеко от общественных амбаров и рядом с платформами для обмолота зерна, были открыты небольшие лачуги, где, очевидно, жили зависимые работники или рабы. В Калибангане и Лотхале таких сооружений не обнаружено, что дало основание ученым (например, французскому археологу Ж.-М. Казалю) высказать мнение о более либеральной власти в этих городах по сравнению с авторитарным режимом в Хараппе. Такая точка зрения недостаточно убедительна, хотя можно предположить некоторое различие в политической организации хараппских городов. Интересное толкование выдвинул английский ученый Д.-Х. Гордон, который предложил рассматривать некоторые терракоты (они изображают людей, сидящих на корточках и сжимающих руками колени; на голове у них круглая шапка) как фигурки рабов. В этой связи Ж.-М. Казаль, выделив группу миниатюрных печаток с очень простым и кратким «текстом», рассматривает их как своего рода «удостоверения личности» работников или рабов.