Хараппская цивилизацияКультура и общество / Культура Индии в рассказах / Древняя Индия. История и культура / Хараппская цивилизацияСтраница 1
Среди ученых довольно широко было распространено мнение о позднем возникновении цивилизации в Индии. Некоторые из них считали, что ее принесли извне арийские племена. Нередко высказывались точки зрения об изолированности древнеиндийской культуры, ее отсталости по сравнению с культурами других стран Древнего Востока.
Открытие и исследование Хараппской цивилизации явилось ярким доказательством самобытности древнеиндийской культуры. Еще в 1875 г. английский археолог А. Канингхэм обнаружил в Хараппе (современный Пакистан, округ Монтгомери, Западный Пенджаб) печать с неизвестной надписью, но научные раскопки начались лишь в 20-х гг. XX в. Индийские археологи Д. Р. Сахни и Р. Д. Банерджи открыли древние города в Хараппе и Мохенджо-Даро (современный Пакистан, округ Ларкхана). С тех пор проблемы этой цивилизации находятся в центре внимания историков и археологов многих стран мира.
Теории происхождения. Одним из самых сложных вопросов в ния Хараппской изучении Хараппской цивилизации является вопрос о ее происхождении.
Высказывались разные точки зрения — о шумерийской основе хараппской культуры, о создании ее индоарийскими племенами, в связи с чем Хараппская цивилизация рассматривалась как ведийская. Известный археолог Р. Гейне-Гельдерн писал даже о том, что цивилизация на Инде возникла внезапно, так как никаких следов предшествующего развития будто бы не обнаружено. За последние годы собраны новые важные материалы о местном происхождении этой культуры. К сожалению, подпочвенные воды пока мешают археологам исследовать нижние слои в Мохенджо-Даро.
Археологические раскопки в Белуджистане и Синде показали, что здесь в четвертом — третьем тысячелетии до нашей зри существовали земледельческие культуры, которые имеют много общего с раннехараппской культурой и с которыми хараппские поселения в течение длительного времени поддерживали контакты (раскопки В.-А. Фейерсервиса, Б. де Карди, Ж.-М. Казаля, Ж.-Ф. Жарижа и др.). В Синде земледельческие культуры появляются позднее, что позволяет предполагать проникновение сюда каких-то племен из областей Белуджистана и Южного Афганистана.
В долине Инда хараппские поселения возникают, очевидно, не сразу и не одновременно. Вероятно, из какого-то одного центра, где раньше всего сложилась городская культура, происходило постепенное расселение ее создателей. В этой связи особый интерес представляли исследования французского археолога Ж.-М. Казаля в поселении Амри, который установил стратиграфию от дохараппского периода до позднехараппского. Здесь прослеживается местное развитие культур: с момента, когда большая часть керамики изготовлялась вручную, без гончарного круга, когда строения только появлялись, а использование металлов лишь начиналось, до более развитых фаз, отмеченных расписной керамикой и более прочными, сырцовыми постройками. Нижние слои до хараппского периода имеют аналогии с раннеземледельческими культурами Белуджистана, в более поздних слоях появляется керамика раннехараппских поселений долины Инда. Наконец, раскопки показали, что традиции, типичные для культуры Амри, сосуществуют вместе с хараппскими.
Вопрос о генетической связи хараппской культуры с предшествующей ей культурой Амри остро дискутируется в научной литературе. Если А. Гхош был склонен признавать их генетическое родство, то Ж.-М. Казаль считал, что хараппская культура не возникает непосредственно из Амри, а постепенно «накладывается» на нее.
В самой Хараппе под городскими укреплениями была найдена керамика культуры Амри, а в нижних слоях Мохенджо-Даро — керамика белуджистанских культур, что свидетельствует, очевидно, не только о тесных контактах индских поселений с земледельческими культурами Белуджистана и Синда, но и о том, что Хараппская цивилизация имеет местные корни. Она возникла на основе традиций земледельческих культур этого района, и прежде всего долины Инда, хотя и представляла собой новый этап, этап городской культуры эпохи бронзы.
Раскопки пакистанских археологов в Кот-Диджи (недалеко от современного Хайпура) показали, что в дохараппский период здесь существовала уже весьма развитая культура: ученые открыли цитадель и собственно жилые кварталы. Керамика из Кот-Диджи раннего периода имеет аналогии с керамикой земледельческих поселений Синда и Белуджистана, а также доха-раппской в долине Инда, а более поздняя — с хараппской. Это позволило проследить эволюцию местных традиций. Явный предхараппский период был открыт индийскими археологами при раскопках в Калибангане (Раджастхан), где на двух холмах находились поселения предшественников хараппанцев, а затем и постройки уже создателей хараппской культуры. Керамика предхараппского поселения имеет много общих черт с керамикой Амри и Кот-Диджи. Таким образом, ученым удалось проследить появление и развитие в этом регионе хараппской культуры, а также сосуществование раннехараппских и собственно хараппских культур и традиций.