Хараппская цивилизацияКультура и общество / Культура Индии в рассказах / Древняя Индия. История и культура / Хараппская цивилизацияСтраница 9
Религия Археологические материалы дают некоторое представление о религиозных воззрениях населения Хараппской цивилизации. И в цитадели, и в жилых кварталах городов были открыты строения, которые ученые справедливо рассматривают как храмовые сооружения. С этими храмами, очевидно, были связаны ритуальные бассейны, а также каменные скульптуры, найденные в Мохенджо-Даро и Хараппе. По мнению ряда исследователей, храмы и некоторые скульптуры были посвящены мужскому божеству. Некоторые ученые сопоставляют его с Прото-Ши-вой. На одной из найденных печатей изображено трехликое божество, сидящее в особой «йогической» позе на низкой подставке, к которой примыкают фигурки антилоп. На голове божества своеобразная прическа в виде рогов. С обеих сторон от божества расположены дикие животные. В свое время Дж. Маршалл, руководивший раскопками, считал, что это изображение бога Шивы в образе Пашупати — покровителя и защитника скота. Показательно, что в ранних индуистских текстах о Шиве говорится как о главе йогов, о боге, носящем прическу в виде рогов. Это толкование, поддерживаемое сейчас рядом исследователей, может указывать на связь индуизма с религиозными представлениями жителей Хараппской цивилизации. В пользу такого вывода говорят и изображения на печатях животных (например, быка, тигра и др.). Согласно религиозным представлениям индуизма, боги ассоциируются с определенными животными: Шива — с быком Нандином, супругу его сопровождает тигр. Можно предполагать, что изображение различных животных являлось пережитком тотемистических представлений, а определенные животные могли быть тотемом племенных групп.
В последнее время некоторые ученые выступили против утверждения о возможности влияний хараппских традиций на последующее историко-культурное развитие древней Индии и подвергли, в частности, острой критике мнение об «индуистском» прообразе трехликого божества. Однако было бы неправильным отрицать значительное воздействие хараппской культуры (в том числе и хараппской религии) на материальную и духовную жизнь более поздних эпох древнеиндийской истории.
Судя по печатям, в городах существовал обычай поклонения огню, воде, деревьям. В Лотхале и Калибангане были открыты, как уже отмечалось, остатки алтарей.