Хараппская цивилизацияКультура и общество / Культура Индии в рассказах / Древняя Индия. История и культура / Хараппская цивилизацияСтраница 3
Открытые в последние годы хараппские поселения в Саураштре и на Катхиаварском полуострове вновь поставили перед учеными вопрос о причинах и путях продвижения хараппанцев в столь отдаленные районы.
Некоторые исследователи раньше полагали, что лишь в так называемый последний период Хараппской цивилизации, когда начали клониться к упадку основные городские центры, население двинулось на юг и восток; другие причиной таких крупных «миграций» считали изменение географических условий или внешние вторжения. В настоящее время, когда в Саураштре, Гуджарате и на Катхиаварском полуострове открыты городские центры периода развитой, или «цветущей», Хараппы (городское поселение Суркотада в Гуджарате), можно говорить о движении жителей индийских городов на новые территории в поисках удобных земель для развития сельского хозяйства, торговли, ремесла. Это был естественный процесс «расширения» Хараппской цивилизации.
Исследователи полагают, что хараппанцы двигались обычно сушей и по течению рек (точка зрения С. Р. Рао о движении морем вряд ли может быть принята). Интересно, что раскопки на Катхиаварском полуострове вскрыли взаимодействие хараппской культуры с местными культурами энеолитического круга.
В целом можно предполагать, что некоторая разноплановость внутри этой огромной цивилизации отражала также разную этническую основу и неодинаковый уровень развития тех районов, где появлялись создатели этой цивилизации.
Хронология Хронологию Хараппской цивилизации ученые определяют сейчас различными способами. Прежде всего это сопоставление хараппских и месопотамских вещей (например, хараппских печатей, найденных в городах Двуречья), спектральный анализ фаянсовых изделий, карбонный анализ вещей, к которому стали обращаться в последние десятилетия, а также данные шумерских и аккадских источников о торговых отношениях с Востоком. Вначале ученые очень удревняли возраст городов хараппской культуры, исходя лишь из общих соображений о сходстве процесса развития цивилизации в Шумере и Индии. Крупнейший английский археолог и один из зачинателей «индийской археологии» Дж. Маршалл датировал индскую культуру от 3250 до 2750 г. до н. э. Когда же были опубликованы печати «индского типа», найденные при раскопках городов древней Месопотамии, оказалось, что большая часть их связана с правлением Саргона (2316-2261 гг. до н. э.), а также с периодами Исина (2017-1794 гг. до н. э.) и Ларсы (2025-1763 гг. до н. э.). На этом основании ученые пришли к выводу, что наиболее прочные связи между Месопотамией и Индией условно можно было отнести к XXIV—XVIII вв. до н. э.
Показательно, что в аккадских текстах наибольшее число упоминаний о торговле с восточными областями, в том числе с Мелуххой, которая условно соотносится с дельтой Инда и соседними с ней областями, падает на период III династии Ура (2118-2007 гг. до н. э.) и период династии Ларсы. Большой интерес представило открытие на одной из клинописных табличек, датируемой 10-м годом правления царя Ларсы Гунгунума (1923 г. до н. э.), оттиска печати «индского типа». Все эти данные позволили предположить, что период расцвета индских городов — конец третьего—начало второго тысячелетия до вашей эры. При раскопках месопотамских городов печати были обнаружены и в слоях касситского периода, что свидетельствует о продолжении контактов и в эту эпоху. В верхние слоях Харап вы были найдены фаянсовые бусы, спектральныш анализ которых установил их тождественность бусам из Кнгосса на острове Крит (XVI в. до н. э.).